Камера обскура своими руками из коробки. Как сделать камеру-обскуру в домашних условиях. Человеческий глаз и пинхол-камера

В этом уроке мы покажем вам, как сделать "камеру-обскура", используя очень простой метод. Нам понадобится лишь защитная крышка от фотокамеры, но не та, что от объектива, а которая закрывает байонет камеры.

Во многих приложениях есть такой эффект, который имитирует эту камеру. Эти эффекты достаточно часто используют. Тем не менее, нет такого эффекта, который бы точно повторил снимок сделанный камерой- обскурой, поэтому, мы собираемся показать вам, как сделать камеру дома из своей зеркалки.

Нам понадобится только защитная крышка от тела фотоаппарата, кусок стенки от алюминиевой банки, игла или булавка, ножницы, немного тёмной изоленты, мелкая наждачная бумага и дрель.

Результат, конечно, не будет совершенным: расстояние между крышкой и матрицей на большинстве зеркальных фотокамер не очень подходит для получения нужного нам эффекта, и исправить эту проблему не так просто. Но если вы не сильно обращаете внимание на импрессионистическое отсутствие фокусировки, то вам будет забавно делать такие снимки.

Как сделать камеру обскура, шаг за шагом.

1. Делаем отверстие в центре защитной крышки.

Оно должно быть примерно 5 мм. Лучше всего использовать для этого 5ти миллиметровое сверло. Убедитесь что крышка, в момент сверления, снята с фотоаппарата! Затем обязательно срежьте торчащую на отверстии стружку и обработайте наждачной бумагой. Это надо сделать для того, чтобы эти кусочки не попали внутрь камеры или ещё хуже на матрицу.

2. Микро прокол.

Теперь берём кусочек алюминиевой банки, или фольги и прокалываем, иглой №7, в центре отверстие. Теперь обрабатываем наждачной бумагой, чтобы всё было гладко и красиво. С помощью изоленты, крепим фольгу к крышке так, чтоб центры всех отверстий совпали.

3. Снимаем.

Крошечная диафрагма, которая у нас получилась, говорит нам, что выдержка должна быть длинной, а значит, нам понадобится штатив. Пользоваться придётся только ручными настройками, а на дисплее включить гистограмму, для определения правильной экспозиции и композиции. Попробуйте поэкспериментировать со вспышкой для дополнительного освещения.

Как научиться фотографировать с НУЛЯ?. Научитесь "выжимать" из своей фотокамеры ВСЕ!!!

"Цифровая "Зеркалка" для новичка, или как делать отличные фотографии. Уровень I

Фотография - это, в общем-то, чудо. Искусство, которое создается с помощью технических средств. И эти технические средства (фотоаппараты) могут быть фантастически простыми. В этой статье мы расскажем, как сделать камеру обскуру (пинхол) подручных средств - спичечного коробка или консервной банки.

Не надо смеяться - такие камеры дают очень интересные снимки, несмотря на свою примитивность. Но примитивное - не значит плохое, ведь росписи древних людей и скульптуры великого Пабло Пикассо тоже делались при помощи подручных средств, и их художественная ценность не оспаривается, наверное, никем. Конечно, снимать на пинхол - это развлечение на любителя. Но любое искусство обычно начинается именно там, где действует любитель - то есть человек, которому искренне нравится то, что он делает.

Итак, что представляет собой камера-обскура, и как ее можно сделать? Ее главное отличие от других фотоаппаратов - отсутствие линз. Роль объектива в пинхоле играет дырочка с идеально ровными краями, просверленная или проколотая в корпусе камеры. В некоторых вариантах этих камер может использоваться пленка. В других - фотобумага. Наиболее распространена пинхол-камера из спичечного коробка, к которому приделываются подающая и приемная кассеты для пленки. Расскажем по порядку о том, как их изготовить.

Как сделать камеру-обскуру: вариант № 1

В донце коробки прорезается отверстие 36×24 мм. Это донце является прижимной рамкой для пленки. Внутренние стенки коробки окрашиваются в черный цвет, чтобы защитить пространство для пленки от попадания солнечных лучей. К внешней части коробки с прорезанным в ней прямоугольным окошком изолентой прикрепляется кусочек картона (держатель затвора), также с прорезанным окошком. А между держателем затвора и самими коробком вставляется затвор из непрозрачного материала.

К корпусу нашего фотоаппарата плотно приматываются изолентой подающая и принимающая камеры. Еще раз акцентируем внимание на плотности примотки: если будут щели, фотографии не получатся! В подающей кассете находится свежая неиспользованная (неэкспонированная) пленка. Можно купить стандартную заряженную кассету или же зарядить ее самостоятельно (такие устройства-кассеты есть в некоторых моделях старых советских фотоаппаратов). Что касается принимающей кассеты, подобные устройства тоже есть в некоторых старых камерах.

И, наконец, последний этап - на коробок наклеивается кусочек фольги с проколотым иглой крошечным отверстием, которое должно расположиться по центру прорезанного в крышке отверстия 36×24 мм. Края маленького отверстия должны быть максимально ровными. В камеру заправляется пленка, коробок закрывается. Все! Можно снимать. Одна деталь - фотографировать с помощью пинхол-камеры лучше на длинных выдержках. И тогда результат будет потрясающим.

Как сделать камеру-обскуру: вариант № 2

Второй вариант камеры-обскуры, о котором мы здесь расскажем, очень прост. Для его создания нужны всего-навсего картон, ножницы и клей. Лучше, чтобы картон, из которого собирается коробка камеры, был черным хотя бы с одной стороны. Зачем это нужно? Черный цвет максимально нейтрализует любые внутренние отражения. Внутренности обычной фотокамеры традиционно черные по той же причине.

Если материалом для ваших экспериментов служит готовая коробка, ее стоит покрасить изнутри черной краской, точно так же, как и в первом варианте пинхола, о котором мы вам здесь уже рассказали. Уже собранное изделие тщательно проклеивается черной лентой, чтобы предотвратить попадание на пленку коварных солнечных лучей, которые могут засветить ее.

Для изготовления коробки нам понадобятся три картонных прямоугольника 10×12,5 см, два прямоугольника 12,5×12,5 см, один - 12,5×15 см, две полоски 2,5×12,5 см и две - 2,5×10 см.

  1. Сначала изготавливаем вынимаемый задник камеры. Он собирается из прямоугольника 12,5×15 см и полоски 2,5 см. Посередине прямоугольника рисуем прямоугольник 10×12,5 см. Используем готовый шаблон. Вдоль нарисованных линий кладем полоску 2.5 см и скрепляем небольшими кусочками ленты. Проверяем внутренний размер. Он должен составлять 10×12,5 см. Это необходимо, чтобы свободно входила пленка. Стыки надо качественно проклеить черной лентой.
  2. Делаем коробку камеры. Переднюю часть камеры кладем черной стороной вверх. Вплотную укладываем два прямоугольника 12,5×12,5 см и два прямоугольника 10×12,5 см. Склеиваем их лентой. Потом собираем коробку и вкладываем задник внутрь. Коробка скрепляется вокруг резиновой лентой. Это дает плотное вхождение задника в коробку. Несколькими кусочками ленты надо прихватить коробку, чтобы обеспечить ее качественное проклеивание. Все углы хорошенько проклеиваются той же лентой.
  3. Сверлим отверстие. Берется небольшой квадратный кусочек металла (бронзы, алюминия, можно из другого тонкого металла), кладется на деревянную или картонную подложку. В резинку карандаша вставляется гвоздик и постепенно просверливается отверстие. Одна маленькая хитрость - карандаш следует держать вертикально. Если отверстие будет неровным, это скажется на качестве картинки.
  4. Соединяем квадратик с отверстие. Лентой прикрепляем кусочек металла с отверстием к коробке нашей камеры. Для затвора приклеиваем кусочек ленты за один конец. Она в опущенном состоянии будет закрывать отверстие и выполнять функцию затвора. Вот и все, пинхол-камера готова делать волшебные снимки.

Предлагает смастерить чудо-изобретение, известное еще до нашей эры и впервые описанное Леонардо да Винчи. Размеры его варьируются от спичечного коробка до громадных залов. Камера-обскура в переводе с латыни означает «темная комната». Устройство позволяет переносить реальные изображения на экран. Правда, вот незадача — в перевернутом виде 🙂 Но это даже интереснее. Многие века художники пользовались камерой-обскурой для создания пейзажей, пока ученые не изобрели химические соединения, чувствительные к свету. Так появились первые фотографии!

Посмотрите, какой шедевр можно создать с помощью камеры-обскуры.

Перевернутое изображение осеннего Центрального парка в Нью-Йорке отобразилось на стенах и потолке. Фотография сделана Абелардо Мореллом с помощью камеры-обскуры. Затемните комнату, — говорит он, — сделайте небольшое отверстие для света – и картины мира по ту сторону окна поселятся в вашем доме.

Гм… — не знаю… Но идея соблазнительная 🙂

Мы сегодня смастерим более простое устройство, чем то, которое использовал Морелл. Но не менее интересное.

Нам понадобятся:

  • Одноразовый пластиковый стаканчик (лучше темного цвета)
  • Канцелярская кнопка или булавка для шитья
  • Черная акриловая краска (можно приобрести в книжных магазинах или смешать гуашь с клеем ПВА 1 к 1)
  • Кисточка
  • Лист пергаментной бумаги 12×12см (можно попробовать заменить калькой или тонкой белой салфеткой)
  • Канцелярская резинка
  • Свеча + спички, фонарик
  • Небольшие фигурки или силуэты для просмотра

Что делать:

  • Тщательно покройте стаканчик черной краской с обеих сторон, дайте высохнуть краске

  • В центре дна стаканчика сделайте очень маленькое отверстие с помощью булавки или кнопки. Это будет объективом камеры-обскуры

  • Закрепите бумагу на стаканчике с помощью резинки. Она послужит экраном для камеры-обскуры

  • Зажгите свечу или фонарик, затемните комнату и наблюдайте свет, держа стаканчик на вытянутой руке экраном к себе.
  • Присмотритесь, и вы увидите на темном фоне бумаги небольшое серповидное светлое пятно – это изображение пламени, причем оно «стоит на голове»!
  • Перед фонариком можно ставить различные силуэты, экспериментируйте с расстояниями и формами, можно переворачивать силуэты, получая при этом нормальные изображения.

Как работает камера-обскура легко понять из этого рисунка:

Занимательные идеи:

2. Вот очень неплохие статьи с подробнейшими инструкциями по изготовлению самодельного фотоаппарата по принципу камеры-обскуры

3. Если вместо бумаги закрепить на стаканчике фотобумагу, то можно получить изображения, которые можно хранить и показывать друзьям!

Вопрос: А похож ли глаз на камеру-обскуру? Возможно ли это?

Напоследок еще пара шедевров от Абелардо Морелла 🙂

Яркое, словно сон, и очень резкое изображение Бруклинского моста и Нижнего Манхэттена материализуется над смятыми простынями. Чтобы сотворить эту сюрреалистическую картину, Морелл установил свою фотокамеру в комнату, служившую камерой-обскурой, и оставил затвор открытым на пять часов. Возникшее видение зафиксировалось на пленке. Кроме того, он использовал призму, чтобы перевернуть изображение.

Цвет, форма, перспектива – все перемешалось в разноцветной головоломке, сотворенной Мореллом в гостиной одного венецианского дома. «Мне хочется, чтобы люди терялись в догадках, что откуда взялось», – говорит мастер, спроецировавший вид Гран-Канале на стену, где уже были нарисованы джунгли. Гипнотический хаос довершает тень от люстры.

(лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.

В своей первоначальной форме она представляла собой затемнённую комнату с отверстием в одной из стен. Изображения предметов, находящихся вне комнаты, проецировались через отверстие на противоположную стену, и люди, находящиеся в комнате, могли наблюдать эти изображения и переносить их на бумагу. Время изобретения камеры-обскуры неизвестно, но уже в XI веке она использовалась для наблюдения за солнечным затмением и о ней знал Леонардо да Винчи (1452-1519гг.). Приблизительно в XVI веке камера-обскура изготовлялась в виде светонепроницаемого ящика. Итальянский математик и физик Джироламо Кардано (1501-1576гг.) установил в неё линзу, а изображение с помощью зеркала проецировал на матовую стеклянную пластинку. Полученное изображение можно было обвести на бумаге. (Э. Митчел "Фотография" 1988г)

Схема очень проста. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране.



Ниже под фото он дал объяснение, что и как делал. Использовал бумагу Foma Variant, проявитель Tetenal Dokumol. Выдержки составили от 1 до 3 минут. Но, самое интересное, каким образом он сделал камеру.

Вдохновлённый я побежал в магаз за чипсами Pringles. Но примерив лист бумаги размером 10х15, понял, что маленькая упаковка для таких целей не пойдёт, а с нарезанием большой на мелкие "камеры" заморачиваться не хотелось. Стал думать, что делать дальше. Покопался в кухонном ящике и нашёл подходящую банку из под кофе. Примерив лист фотобумаги сделал отверстие шилом на высоте 5см от дна банки. Так как капроновая крышка банки пропускает свет, я проложил светонепроницаемую плёнку, в которую упаковывают фотобумагу. Отверстие заклеил чёрной изолентой. Соответствие фокусного расстояния диаметру отверстия можно посмотреть на pinhole.ru .
Получилось такое чудо инженерной мысли.

В следующий раз подберу более презентабельную банку.

Кстати, фотобумагу и химию можно заказать в Торговом доме Славич на прямую с завода. Минимальная сумма заказа составляет 1 000 рублей. Милые менеджеры примут заказ и вышлют по почте.

Для эксперимента использовал фотобумагу Унибром 160 ПЭ (Берёзка) - полукартон, глянцевая, нормальная. Зарядил в темноте её в банку. Можно это проделать при красном свете.

Первый снимок не получился. Из-за того, что выдержка была мала для таких условий освещения. Съёмка проходила у моих друзей художников в мастерской при свете ламп. 5 минут явно не хватило. Зарядил следующий лист и оставил на всю ночь в комнате.

Снимок, конечно, не показательный, но на сей раз хоть что-то получилось.

Так как бумага негативная, и как следствие, изображение получилось негативным, пришлось совершить несколько манипуляций в графическом редакторе, после сканирования - отобразить изображение и инвертировать.

Оригиналы негативов на бумаге выглядят следующим образом.

Существует выражение: «фотографическая точность», потому что считается, что ничто не может быть объективнее фотографии. Но на самом деле это не так. То, что передают фотографии, -далеко не сама реальность. Возможно, точнее соответствуют ей снимки, похожие на полотна Вермеера. Получить их можно с помощью консервной банки с аккуратной дыркой. Как именно -рассказывает фоторедактор «НС» Вячеслав ЛАГУТКИН.
Что зашифровал Леонардо да Винчи
Сквозь лето катил тяжелый армейский транспорт. Внутри, в полной темноте, затерялся рядовой срочной службы. Пахло нагретым брезентом, покрышками, сапогами и дорогой. Вдруг на развороте луч солнца ударил через дырочку в тенте, и по борту грузовика побежали перевернутые изображения домов, деревьев, фигуры людей. Так двадцать лет назад я столкнулся с явлением камеры-обскуры.

Этот визуальный эффект известен человечеству уже тысячи лет. Китайский философ Мо Цу описал это явление в пятом веке до Р. Х. Аристотель, наблюдая такой же эффект, так и не смог постичь его причину. Отдельные упоминания о создании первого аппарата, воспроизводящего этот феномен, указывают на Роджера Бэкона (XIII век). О том, как использовать это устройство в живописи, написал в своих зашифрованных трудах Леонардо да Винчи, но разгадать его тайнопись смогли только в 1797 году. Тем не менее сведения о том, как можно с помощью камеры-обскуры копировать реальность, распространились среди художников еще до начала XVII века. В темной комнате с отверстием в стене наружный вид проецировался на противоположную стену. Оставалось только подобрать краски и нанести их на изображение. Так были написаны многие пейзажи, портреты, натюрморты. Хорошо заметно использование камеры-обскуры в творчестве великого голландского художника Яна Вермеера. Специалисты подтверждают, что, например, в портрете «Девушки в красной шляпе» Вермеер передает рассеянные блики, характерные именно для обскуры. На ту же технику указывают и многочисленные скопления световых пятен в другой картине Вермеера «Вид Делфта».


К середине XVII века появились переносные камеры-обскуры, снабженные линзами для повышения яркости цвета, резкости и контраста




Вид камеры-обскуры (более позднее название "пинхол") сзади со снятыми верхней и задней крышками

В наше время фотографы, пресытившиеся жестким, фактурным изображением обычных линзовых объективов, вновь открыли камеру-обскуру, которую сейчас называют пинхолом или стенопом.

Это не банка! Это фотоаппарат!
Чем же привлекала камера-обскура Вермеера? И почему современные фотохудожники отказываются от дорогих объективов ради коробочки с дыркой? Достоинств у камеры-обскуры много: одно из них -- получение необыкновенно мягкого и пластичного изображения, лишенного излишеств конкретики. Все это, конечно, при условии, что размеры отверстия точны, а края ровные.

Другое преимущество -- стеноп не надо наводить на резкость, потому что линзы в нем нет, и глубина резкости бесконечна. То есть все резко -- от того, что расположено в нескольких сантиметров, до горизонта.


Людмила Зинченко. Красная площадь. 2008 год. Приз "серебряная камера". Фото сделано пинхолом

Оптические искажения, например хроматическая аберрация (светлая кайма по контуру контрастного изображения), никогда не побеспокоят фотографа со стенопом в отличие от коллег, использующих линзовые объективы. А еще, если пленку расположить на одинаковом расстоянии от дырочки (изогнуть по дуге), исправятся перспективные искажения.

Своими силами стеноп можно сделать из банок из-под кофе и газированных напитков, бочек и холодильников, вагонов и фургонов, спичечных коробков и обувных коробок. И, разумеется, из фотоаппаратов (надо иметь в виду, что чем больше обскура, тем подробнее изображение).

Как сделать камеру-обскуру своими руками


В качестве образца для изготовления пинхола на базе фотоаппарата взята зеркальная цифровая камера Canon 400 D. На его месте может быть любой фотоаппарат со сменой оптики
В крышке-заглушке, которой для предохранения закрывают фотоаппарат (камеру), когда объектив снят, точно по центру надо проделать отверстие диаметром до 1 см
Объектив для пинхола - пластинку с дырочкой - необходимо прикрепить изнутри, то есть к стороне заглушки, обращенной внутрь камеры. Лучше, если поверхность заглушки, или "объектива", будет не блестящей, а черной или матовой
На этом объектив для стенопа готов
Главное в изготовлении стенопа -- это само отверстие. Оптимальный размер отверстия -- от 0,2 до 1 мм. Выход за эти границы может привести к невосполнимой потере резкости. Чем тоньше пластина, в которой делается отверстие, тем лучше для изображения, также очень важны ровные края отверстия. Традиционно отверстие проделывается булавкой в кусочке фольги, но оптимальна тонкая металлическая пластина, безупречное отверстие в которой прожигает лазер. Но если в ближайшем окружении инженера Гарина нет, не беда. Можно высверлить лунку в относительно толстой пластине металла, а в дне лунки сделать прокол. Неровности удалить наждачной бумагой. Все. «Объектив» для стенопа готов, остается только выбрать и подготовить камеру.

Такой камерой может быть практически любой фотоаппарат. Если это фотоаппарат со сменной оптикой типа «Зенит», «Киев», Nikon, Canon, Pentax, Minolta, «Зоркий», ФЭД и т. д., достаточно снять объектив и использовать крышку-заглушку, которой для предохранения закрывают фотоаппарат, когда объектив снят. В заглушке точно по центру надо проделать отверстие диаметром до 1 см, а «объектив» для стенопа -- пластинку с дырочкой -- прикрепить изнутри, то есть к стороне заглушки обращенной внутрь камеры. Важно проследить за тем, чтобы заглушка изнутри, равно как и «объектив», не имела светлых блестящих поверхностей, лучше, если они будут черными и матовыми. Помощники здесь -- наждачная бумага, бархат, краска, клей. Заглушки можно приобрести в любом крупном фотомагазине, они дешевые. Совсем простой вариант -- заклеить отверстие под объектив на фотоаппарате черной бумагой с необходимого размера дырочкой точно посередине.
Если объектив у фотоаппарата несъемный, его можно демонтировать или просто удалить линзы и лепестки диафрагмы и установить в него пластину с дырочкой. Для этой цели подойдут и «Любитель», и «Смена», и «Искра», и «Москва».

Будет фотограф использовать в качестве стенопа консервную банку или собственную комнату, предварительно затемнив ее и проделав дырочку в шторах напротив огромного листа светочувствительного материала (фотобумаги или фотопленки), раскатанного во всю стену, сделает одну дырочку или несколько в разных местах (изображение при этом причудливо повторяется и накладывается само на себя), зависит только от его возможностей и фантазии. Наконец, можно через интернет заказать фирменный пинхол -- красивую деревянную коробочку с идеальной дырочкой в боку. Удовольствие недешевое -- в среднем 200 евро.

Особенности съемки обскурой
Выбрав объект съемки, надо направить на него обскуру (предварительно установив ее неподвижно) и открыть дырочку. При длительных выдержках уравнивается пленка разной чувствительности, например 100 и 400 единиц, что избавит от необходимости выбирать. При хорошем дневном освещении выдержка может составить 10-15 секунд, на ярком солнце -- 2-4 секунды, тогда как вечером или в слабо освещенном помещении -- от 8-15 минут (неяркий электрический свет) до 1 часа и более. По окончании съемки следует закрыть и перевести пленку на следующий кадр, если нет желания достичь причудливых эффектов путем мультиэкспозиции. Точное время съемки, конечно, может подсказать фотоаппарат с экспозамером или экспонометр (на фирменных пинхолах имеются даже специальные таблички для расчета выдержки), но подбор выдержки опытным путем (несколько десятков кадров в разных условиях освещения) достаточно надежен и прост, особенно если пинхол самодельный.


Снимок сделанный тем пинхолом, процесс изготовления которого показан выше

Чем привлекательна такая съемка? Во-первых, непостижимой простотой: никакой сложной механики, электроники, автофокусной многолинзовой оптики -- только коробка с дырочкой и заряженная в нее пленка.

Во-вторых, непредсказуемостью: отсутствие видоискателя, а следовательно возможности выстраивать композицию в кадре, предполагает съемку «наугад», «по наитию» -- с живой непосредственной картинкой в результате.
И, наконец, в-третьих, созерцательностью: длительные выдержки, характерные для пинхола, не терпят суеты и легко настраивают на неспешный философский лад.

Пинхол, в отличие от фотоаппарата, позвлояет снять не момент, но состояние. На самом деле этот храм на Валааме полон. Но на пленке в виде полутеней полуились только те, кто в течение часа стоял на месте, а тех, кто выходил, на пленке не видно

Словарь фотографических терминов
Пинхол (от англ. pinhole, pin -- булавка, hole -- дырка) -- полая затемненная камера с маленьким отверстием (часто проделанным булавкой) для получения изображения при прохождении света через отверстие. Используется в художественной фотографии. То же самое, что и стеноп (от фр. Sténopé).
Обскура, камера-обскура (от лат. obscurus -- темный) -- неправильное, но широко распространенное название пинхола. Исторически обскурой называлась камера с небольшой линзой, а не с дырочкой.
Мультиэкспозиция -- многократная съемка на один кадр.
Экспозамер -- измерение света с учетом чувствительности пленки или матрицы для определения выдержки (времени съемки) и диафрагмы (размера отверстия для съемки). При съемке пинхолом определяется только выдержка, так как диафрагма, т. е. дырочка, постоянна.
Экспонометр -- прибор для экспозамера.
Хроматическая аберрация -- оптическое искажение в виде светлого контура по краю контрастного изображения (границы между светлым и темным). Возникает из-за разницы в длине световых волн.