Должностная инструкция школьного библиотекаря. Должностная инструкция библиотекаря (Зав. библиотекой) Порядок оформления должностной инструкции

Принято на заседании педагогического УТВЕРЖДАЮ:

совета протокол №1 от 30.08.2011 г. Директор школы С.Г.Козлов

Приказ от 32/1 от 30.08.2011 г

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ

МОУ «Тимошинская средняя общеобразовательная школа»

1. Общие положения

Школьный библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

Школьный библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

Положение о библиотеке,

Правила пользования библиотекой;

Планово-отчетную документацию;

План работы на текущий год;

Анализ работы библиотеки по итогам года.

Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе;

Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Организует работу библиотеки школы, формирование обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда;

Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы;

Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины, другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей;

Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность;

Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам;

Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненному книжному фонду библиотеки по вине читателей и в связи с недостачей, утратой или порчей книг;

Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен;

Оформляет подписку школы на периодические издания, контролирует их доставку;

Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием;

Выдает, принимает учебники, учебные пособия и справочную литературу, следит за их сохранностью, списанием устаревших и ветхих изданий, принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, возникшему в результате утери или порчи учебных пособий обучающимися;

Организует читательские конференции, литературные вечера, викторины и другие мероприятия .

4. Право

Работник библиотеки имеет право:

Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и Положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;

Определять источники комплектования информационных ресурсов;

Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с профсоюзным комитетом или Советом школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

Вносить предложения руководителю школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере и т. д.);

Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определенном Уставом учреждения;

Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

5.Ответственность

Работник библиотеки обязан:

Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиям ФГОС НОО, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

Обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

Отчитываться в установленном порядке на педагогических советах не реже 1 раза в год;

Повышать квалификацию.

6.Взаимоотношения по должности

Библиотекарь непосредственно подчиняется директору школы.

С инструкцией ознакомлена: В.Н. Бакулкина

Должностные инструкции
Библиотекаря школьной библиотеки

1. Общие положения

1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего библиотекой, старшего вожатого или лаборанта. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.

1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой.

1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации , законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.


2. Функции

Основными функциями, выполняемыми библиотекарем являются:

2.1. формирование библиотечного фонда;

2.2. учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1 . Анализирует:

– библиотечный фонд;

– читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы ;

3.2. Прогнозирует:

– тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу ;

3.3. Осуществляет:

– контроль за сохранностью библиотечного фонда;

– текущее и перспективное планирование на своем участке работы;

– выдачу и сбор учебников;

– подготовку и проведение литературных выставок;

– совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;

– просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

– изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;

– совместную деятельность школьной и районной библиотек;

3.4. Принимает участие в координации:

– взаимодействия представителей администрации школы со службами и подразделениями окружного управления образования, обеспечивающими формирование библиотечного фонда;

– родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;

3.9. Принимает участие в оценке:

– предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;

3.10. Обеспечивает:

– своевременное комплектование библиотечного фонда.

4. Права

Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать:

– обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;

4.3. Принимать участие:

– в разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;


– разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;

– ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

– работе педагогического совета;

4.4. Вносить предложения:

– о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

– по совершенствованию воспитательной работы;

– у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.6. Приглашать:

– от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

4.7. Требовать:

– от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

– от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;

4.8. Повышать:

– свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.3. Основные библиотечные технологические процессы.

4.4. Формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями.

4.5. Принятую систему квалификации книг, правила составления каталогов, комплектование, хранение и учёта литературного фонда.

4.6. Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

V. Права

Библиотекарь имеет право:

5.1. Давать указания обучающимся и работникам, касающиеся правил пользования библиотечным фондом.

5.2. Вносить предложения по улучшению работы библиотеки.

VI. Ответственность

6.1. Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случаи недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основе письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6.2. Несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

VII. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

7.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лицея.

7.2. Может привлекаться по распоряжению директора к экстренной замене временно отсутствующего учителя в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

Согласовано:

Зав. библиотекой ______________________

С должностной инструкцией ознакомлена:

___________________/_________________/

«____»__________________________ г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы________

«____»___________200 г.

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Малошелковниковская СОШ»

Должностная инструкция

БИБЛИОТЕКАРЬ

(Заведующий библиотекой)

1. Общие положения

1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995 г. №58-М.

1.2 Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

1.4 В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации "О культуре, образовании и библиотечном деле"; постановлением Правительства Российской Федерации, определяющим развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; Уставом и Правилами внутреннего распорядка школы; Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и настоящей Инструкцией.

2. Функции

2.1 Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.

2.2 Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов.

2.3 Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2.4 Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1 Разрабатывает, утверждает, по мере необходимости вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой.

3.2 Составляет планы и отчеты работы структурного подразделения, ведет учет работы библиотеки.

3.3 Ведет и несет ответственность за достоверность библиотечной документации:

· инвентарной книги;

· книг суммарного учета документов;

· тетрадей учета аудио- видео-материалов и материалов временного хранения;

· дневников работы школьной библиотеки (абонемент и читальный зал);

· тетради замены утерянных читателями и принятых взамен книг;

· читательских формуляров;

· актов на поступление и списание документов;

· картотеки фонда учебников и учебных пособий.

3.4 На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения.

· Комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочникам, энциклопедиям, словарям и классической литературе.

· Заказывает учебные и методические документы: прорабатывает перечень учебников Федерального, регионального, местного комплектов, оформляет заказ на учебники с подписями учителей и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд недостаточно количественно укомплектованных учебников.

· При наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами (документами, содержащими изобразительную и/или звуковую и текстовую информацию, воспроизводимую с помощью технических средств).

3.5 Организует библиотечный фонд.

· Осуществляет учет (поступление, выдача, выбытие) документов.

· Организует техническую обработку полученных документов.

· Обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов документов в сочетании с организацией для учащихся тематических и жанровых выставок.

· Обеспечивает надлежащий контроль над выносом выданных читателям документов; предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе: проводит профилактические беседы с читателями, заготавливает закладки-напоминания о бережном отношении к документам, принимает меры для своевременного возврата документов и т.д.

· Организует фонд особо ценных документов.

· Согласно инструкции организует размещение и хранение учебников.

· В часы для внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями, а также ветхих документов и нуждающихся в ремонте и реставрации.

· Проводит периодические проверки фонда, согласно приказу, подписанному директором учреждения.

· Обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности.

3.6 Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на абонементе, в читальном зале. в классах и учебных кабинетах образовательного учреждения.

· Изучает читательские интересы: индивидуальные беседы, анкетирование.

· Проводит анализ читательских формуляров.

3.7 Организует, ведет, редактирует и несет ответственность за справочно-библиографический аппарат на традиционных носителях с учетом возрастных особенностей читателей, организует справочно-информационный фонд.

3.8 Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, викторин и т.д.

3.9 Обеспечивает знакомство читателей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т.д.

3.10 Обеспечивает библиотеку оборудованием, орудиями производства, библиотечной техникой; организует современный интерьер, отвечает за художественно-оформительское обеспечение библиотеки. Создает благоприятные условия для обслуживания читателей.

3.11 При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии.

3.12 Обеспечивает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим.

3.13.Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1 Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы школы.

4.2 Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.

4.3 Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.

4.4 На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.5 На представление к различным формам поощрения и наградам; знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

4.6 Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.

4.7 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.8 Знакомиться с изменениями, вносимыми в ег должностную инструкцию. и реагировать на них.

4.9.Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту оборудования в помещениях библиотеки.

5. Ответственность

5.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2 За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.3.Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Библиотекарь:

6.1 Работает по графику, составленному исходя из 18-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы по представлению зам.директора по УВР;

6.2 Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3 Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.4 Самостоятельно планирует работу библиотеки на каждый учебный год. План и отчет о его работе утверждаются директором.

6.5.Может привлекаться по распоряжению зам.директора школы по УВР к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

С инструкцией ознакомлен(а)___________________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

дата:_________________

В чем состоят должностные обязанности библиотекаря

Профессия библиотекаря при всей своей очевидности заключается не только в выдаче и приемке книг. Круг трудовых обязанностей библиотекаря значительно шире и включает в себя следующие функции:

  • обслуживание посетителей и заполнение читательских билетов;
  • оформление заказов на новую литературу;
  • обработка поступившей литературы;
  • составление каталогов;
  • регистрация и подшивка периодических изданий;
  • соблюдение условий хранения книг.

Точный перечень своих должностных обязанностей каждый работник может узнать из должностной инструкции. Поскольку должностная инструкция - локальный документ предприятия, каждая организация самостоятельно определяет ее внешний вид и содержание. Однако специалистами в области кадрового делопроизводства разработана универсальная структура должностной инструкции, которая максимально учитывает все нюансы работы сотрудника в компании.

Должностная инструкция для библиотекаря: основные положения

Стандартная структура должностной инструкции библиотекаря может включать в себя:

  1. Общие положения. Этот раздел инструкции составлен из основополагающих условий и требований, выполнение которых необходимо соискателю для работы в должности библиотекаря. К таким положениям относятся:
    • требование к образованию, опыту работы и профессиональным навыкам работника;
    • перечень законодательных и внутренних документов, с которыми должен быть ознакомлен специалист перед началом трудовой деятельности в организации;
    • порядок приема, увольнения и замещения сотрудника;
    • определение места штатной единицы в организационно-штатном расписании организации;
    • назначение непосредственного начальника работника.
  2. Должностные обязанности и права работника. Это основная часть документа, требующая особенной щепетильности при разработке. Должностные права библиотекарей из разных организаций, как правило, одинаковы. К ним относятся:
    • право знакомиться с решениями руководства в отношении своей трудовой деятельности;
    • право в рамках своей компетенции сообщать руководству о выявленных недостатках в трудовом процессе;
    • право подписывать и визировать документы в рамках своих полномочий;
    • право получать от прочих служб организации необходимую для работы информацию и привлекать сотрудников для решения своих трудовых задач.

    Должностные обязанности библиотекаря в своей совокупности могут различаться в зависимости от предприятия, где трудится специалист, и от конкретной должности, которую он занимает.

  3. Ответственность работника. Эта часть документа конкретизирует положения законодательства об ответственности сотрудника.

Основные должностные обязанности библиотекаря школы

Рассмотрим круг стандартных должностных обязанностей библиотекаря на примере функций библиотекаря школы. К основным должностным обязанностям школьного библиотекаря могут быть отнесены:

Не знаете свои права?

  1. Планирование и организация работы библиотеки, выдачи и сбора книг, просветительской работы, контроля над сохранностью библиотечного фонда, взаимодействия библиотек.
  2. Разработка правил пользования библиотечным фондом, составление каталогов, картотек.
  3. Обеспечение посетителей-учащихся необходимой литературой.
  4. Своевременное комплектование библиотеки, оформление подписок на периодические издания.
  5. Анализ и прогнозирование в отношении формирования школьного библиотечного фонда, результатов работы библиотеки.
  6. Контроль за соблюдением в библиотеке и книгохранилищах правил техники безопасности, противопожарной безопасности, правил пользования библиотекой.
  7. Контроль за сохранностью книг, сдаваемых в библиотеку.
  8. Списание устаревших и ветхих изданий.
  9. Принятие мер по возмещению ущерба, причиненного утерей или порчей литературы.
  10. Организация читательских конференций.

Как видно, перечень обязанностей является достаточно общим и может быть использован для определения обязанностей библиотекаря в должностной инструкции любой библиотеки.

Основные должностные обязанности методиста библиотеки

В штате библиотек могут быть не только библиотекари, но и методисты. Круг должностных обязанностей этих работников пересекается с должностными обязанностями библиотекарей и в то же время отличается от них.

К типовым должностным обязанностям методиста библиотеки могут быть отнесены:

  1. Ведение самостоятельного участка работы, общее руководство отделом.
  2. Проведение анализа состояния библиотечно-библиографического обслуживания региона, разработка предложений по его улучшению.
  3. Участие в научно-исследовательской работе.
  4. Координационная работа с другими библиотеками.
  5. Маркетинговые исследования потребностей пользователей библиотеки.
  6. Сбор сводных заказов на издания и контроль их выполнения.
  7. Получение литературы и ее распределение по отделам библиотеки.
  8. Участие в работе культурно-просветительского направления, выявление творческих коллективов, достойных присвоения звания «народный» и «образцовый».

Из этого следует, что в деятельности методистов координационная и организационная работа превалирует над практической рутинной работой библиотекаря в бытовом понимании.

Требования к образованию библиотекаря и ответственность сотрудника

Несмотря на кажущуюся простоту выполняемой работы, профессия библиотекаря подразумевает наличие специального профильного образования, полученного либо в вузе, либо в техникуме или колледже. При этом среднее специальное образование (техникум или колледж) даст возможность работать лишь помощником библиотекаря или методистом, отвечающим за один определенный участок работы.

Кроме того, высшее профильное образование, как правило, исключает предъявление требований к опыту работы, тогда как специалисту со средним специальным образованием потребуется подтвердить стаж работы по специальности, составляющий от 1 до 3 лет.

При работе над разделом об ответственности библиотекаря необходимо помнить, что законодательство запрещает внутренним документам предприятия ужесточать положение сотрудника по сравнению с нормами трудового кодекса. В раздел об ответственности могут быть включены:

  • ответственность за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих должностных обязанностей;
  • ответственность за причинение материального ущерба работодателю;
  • ответственность за совершение правонарушений, предусмотренная нормами уголовного, административного или гражданского законодательства.

Порядок оформления должностной инструкции

Правильно оформленная должностная инструкция для библиотекаря должна содержать информацию о ее утверждении, которая располагается в начале документа и содержит:

  • дату утверждения;
  • сведения о руководителе, утвердившем документ;
  • подпись руководителя.

Кроме того, в должностной инструкции (как правило, в конце) может ставиться подпись работника, подтверждающая его ознакомление с документом. Правилами организации может быть предусмотрен специальный журнал для фиксации фактов ознакомления с должностными инструкциями.

Таким образом, грамотное составление должностной инструкции для библиотекаря предполагает скрупулезную работу в отношении содержания документа, а также внешнее оформление, соответствующее обычаям кадрового делопроизводства.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование учреждения

__________ /________________/

Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

_________ /_________________/

протокол № ____ от «__»___ 20__г.


Должностная инструкция библиотекаря

______________

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н.; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017 г; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию школьного библиотекаря и применять ее в работе.

1.4. Школьный библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой, директору общеобразовательного учреждения.

1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством РФ о культуре и образовании, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; типовым положением «Об общеобразовательном учреждении», административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.6. Библиотекарь должен знать:

    законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

    руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;

    приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

    Федеральный Закон №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года;

    теорию и практику библиотечного дела;

    основы библиотековедения и библиографии;

    основы трудового законодательства, организации труда;

    правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг;

    систему классификации информации и правила составления каталогов;

    технологию библиотечных процессов;

    методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;

    основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования;

    правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара.

    инструкцию по охране труда для библиотекаря общеобразовательного учреждения.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует: библиотечный фонд; читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.

3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.

3.3. Осуществляет:

Текущее и перспективное планирование на своем участке работы;

Выдачу и сбор учебников;

Выставки литературы;

Совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей;

Просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей),принимает родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

Контроль за сохранностью библиотечного фонда;

Изучение с учениками образовательного учреждения основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;

Совместную деятельность школьной и районной библиотек.

3.4. Принимает участие в координации:

Взаимодействия представителей администрации школы, служб и подразделений управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;

Работы классных руководителей по обеспечению учащихся общеобразовательной школы необходимой учебной литературой.

3.5. Контролирует:

Соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;

Соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой;

3.6. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда.

3.7. Принимает участие в разработке:

Правил пользования библиотечным фондом;

3.8. Консультирует:

Учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;

Родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся общеобразовательного учреждения;

3.9. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.

3.10. Обеспечивает:

Разрешенной, необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов;

Своевременное комплектование библиотечного фонда.

4. Права

Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

4.2. Принимать участие:

В разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;

В ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

В работе педагогического совета.

4.3. Вносить предложения:

О начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

По совершенствованию воспитательной работы.

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.5. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры.

4.6. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заведующей библиотекой или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.

6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений и других мероприятиях.

6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с документами.

6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора школы.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/