Для чего нужны бизнес тренинги. Для чего нужны тренинги? Кто такой тренер

Мозг нуждается в интенсивной тренировке не меньше, чем другие группы мышц. Натренировать его можно двумя способами: самообразованием и с помощью профессионала. Из большого количества упражнений тренер сумеет составить индивидуальную программу по решению видимых проблем. А после приступить к невидимым. Чередовать интенсив с периодом осмысления и тем самым прийти к ожидаемому результату. Тренинг – самый эффективный способ понять, принять, а также изменить самого себя.

«Раньше я говорил: «Я надеюсь, что все изменится». Затем я понял, что существует единственный способ, чтобы все изменилось - измениться мне самому». Джим Рон

Что такое тренинг

Тренинг - это тренировка для ума. Концентрат мыслей и знаний, подкрепленный личными переживаниями. Ведь события, окрашенные на эмоциональном уровне, запоминаются лучше, чем повседневные или нейтральные. Отработка навыков проходит быстрее, а решение психологических проблем, будто само собой всплывает в памяти. Атмосфера в аудитории динамична, порой даже непредсказуема. Все участники будто становятся частью большого организма, мозговым центром которого является сам тренер.

Тренинги – это инструмент по выходу из зоны комфорта. Возможность не просто переместиться в неприятную ситуацию, но и прожить, прочувствовать и найти решение под присмотром опытного тренера. Кроме возможности участники получают эмоциональную встряску и опыт сопереживания. Такой, какой невозможно купить, но можно пережить. Химию работы мозга пытаются понять величайшие ученые мира. Цель тренинга – вскрыть глубинные потребности человека.

Виды тренингов

Корпоративные или открытые

Корпоративные тренинги организовываются исключительно внутри компании. Тематика разная: от корпоративной культуры до законодательства в бухгалтерской сфере. Открытые мероприятия принимают всех желающих. На первое место выходит имя Тренера. Оно, зачастую, затмевает даже тему мероприятия. Тренер – это не просто медийная личность. Это человек профильным образованием в сфере психологии и физиологии, прошедший обучение на родине и за рубежом. Многие тренеры ведут блоги а также проводят авторские программы. Встречи с ними стоят недешево, но количество благодарных участников доказывает, что ни одна копейка не была потрачена зря.

Навыки, умения

Мастера делает практика. Профессионализм растет при постоянном обучении. Тренинги для руководителей, бухгалтеров, парикмахеров, визажистов совмещают теорию и практическую отработку. «Прокачать навыки» в ораторском искусстве или технике продаж можно как на внутренних (корпоративных), так и на открытых мероприятиях. Искусство личного брендинга оттачивается в упражнениях по самопрезентации. Первым шагом к освоению ораторского мастерства может стать выступление перед присутствующими. Они же дадут вам обратную связь, а тренер подытожит результат. Оздоровительные тренинги развивают навыки здорового образа жизни, занятия физкультурой и правильного питания.

Психологические

Изменения в жизни подобны кругам на воде от брошенного камня. Один шаг к себе – начало большого пути самопознания. Большинство участников приходит именно за познанием себя. Поэтому основная масса тренингов является психологическими. Будет это тренировка определенной методике взаимодействия, манипуляции (НЛП) или процесс личного исследования – в основе лежит наука психология.

Трансформационные или тренинги личностного роста

Кажется невероятным, но глубинная трансформация возможна за короткий промежуток времени, который укладывается в рамки встречи. Особенно чутко откликаются на трансформацию давние проблемы. Старые обиды, детско-родительские отношения, недовольство внешностью – переживания, которые годами накапливаются в душе и давно готовы к отработке. Иногда достаточно одного умелого «щелчка», как человека посещает озарение (инсайт). Поведение меняется, равно, как и отношение к происходящему. Из аудитории действительно выходит иная личность. Порой за несколько дней интенсива можно добиться результата, которого пытались достичь долгими часами индивидуальной психотерапии.

Исследовательские или познай себя сам

Рассчитаны на уже подготовленную аудиторию. Острый вопрос выносится на рассмотрение аудитории. Всеобщая энергетика участников, направляемая тренером, помогают лучше познать себя. Иногда на «суд общественности» выносится личная ситуация, в обсуждение которой включаются все присутствующие. Человек познает себя, остальные – опыт эмоционального сопереживания.

Тренинги для интровертов

«Интроверты в современном мире научились мастерски маскироваться под экстравертов», – цитата из книги Сьюзан Кейн. Журналист и писатель, посвятившая многие годы исследованию темперамента людей, Сьюзан Кейн учит использовать особенности своего характера. Бытует мнение, что современный мир «заточен» под экстравертов. Люди, которые черпают энергию внутри себя, считаются чуть ли не социопатами. Участники не пытаются развеять этот миф, они учатся принятию себя, следуя опыту известных интровертов – Дейла Карнеги и Авраама Линкольна.

Развития личности (адаптация, развитие уверенности в себе)

Застенчивость, сжатость, неумение общаться с незнакомыми людьми – все эти «недостатки» корректируются с помощью упражнений на базе стандартных (или нестандартных) психологических приемов. Но для начала болезненные точки соприкосновения с миром нужно выявить, встретиться с ними и только после этого пытаться изменить. Адаптация возможна в повседневной жизни. Развитие уверенности в себе не имеет ничего общего с самоуверенностью и эгоизмом. Вера в себя строится на фундаменте самооценки, так что внешняя «прокачка навыков» редко помогает в таком деликатном вопросе.

Психотерапевтические(стрессоустойчивость)

Стрессы зашиты в глубинных генах человечества. Выявить причину напряжения – это половина дела. Понять, в какие оттенки стресс окрашивает жизнь – заставить его работать себе на пользу. Человечество научилось жить со стрессом, пытается с ним бороться, а тренинг помогает познать его природу. Ведь губительно не столько внешние, сколько внутренние неурядицы. Страх перед ошибкой и мнением людей (зачастую незнакомых), постоянная зависимость от гаджетов пополняют печальную статистику болезней. На психотерапевтических тренингах участники проживают стрессовые ситуации, исследуя их в отдельно взятой аудитории.

Релаксационные

Журналист и руководитель тренинговой компании Тони Шварц утверждает, что самым главным человеческим ресурсом является не время, а энергия. А правильное управление ею – ключ к личной эффективности и счастью. Участники релаксационных тренингов учатся аккумулировать, восполнять и правильно расходовать важнейший внутренний ресурс. Люди, живущие в цифровом веке, слишком пренебрежительно относятся к своим личным источникам питания, стараясь сделать все, что в их силах. А бездействие уже практически приравняли к преступлению. Релаксация помогает не просто расслабиться и отпустить проблемы. Участники учатся расходовать силы экономно для того, чтобы работать «меньше, но лучше».

Для чего нужны тренинги

Заочный тренинг априори не может быть успешным. Чем ценны несколько дней интенсива для участников?

  • Проживание. В группе поднимаются вопросы, которые участники никогда не зададут себе сами и не услышат от близких.
  • Обратная связь. Участники меняются сами и изменяют друг друга. Общение в группе помогает получить осознанную реакцию окружающих без оскорбительных сравнений.
  • Навыки. Если не профессиональные, то поведенческие. Прожить ситуацию, которая случилась 10-20-30 лет назад и мешает жить до сих пор, ответить на хамство или позволить себе проявить любовь – шанс сделать это появляется именно на тренинге.
  • Здесь-и-сейчас. Понять, чего хочет душа, а не нашептывает мозг или общественное мнение. Научиться обнаруживать, а также озвучивать эмоции и чувства, даже такие, как гнев, ненависть, злость.

На первое место выходит кандидатура тренера. Он не просто является мозговым центром собрания. Он «дергает» пассивных участников, тактично одергивает слишком активных. Тренер видит, когда общая энергия падает и дает динамичные упражнения для «поднятия духа». Он работает со всеми, общаясь одновременно с каждым индивидуально. Группа живет и работает как один организм, а на финише каждый получает свой результат. Аудитория на выходе взахлеб обсуждает процесс работы и мчится делиться впечатлениями в собственных блогах. Или закатывает глаза, вспоминая о впустую потраченных деньгах. В каждом из случаев – заслуга тренера и его методики.

Как проходят тренинги

Мероприятия проходят при ограниченном количестве участников. Иногда тренер может работать с помощником. Равнодушных и воздержавших здесь не существует. Не стоит сбрасывать со счетов личную активность участников. Даже в общей группе можно добиться значимых результатов (именно для себя) при активном взаимодействии с остальными участниками.

Чтобы не попасть в некомфортную ситуацию, нужно обращать на степень нагрузки и степень жесткости в работе тренера. Тренинги высокой степени жесткости ведутся в агрессивной или даже в грубой манере. Результаты довольно спорные. Такие мероприятия полезны для людей, готовых к авторитарным методам поведения со стороны ведущего. Что получают участники? Учатся предпринимать решительные шаги для достижения цели или сопротивляться такому бесцеремонному вмешательству в собственную жизнь.

Параллель тренинга со спортом не случайна. Мозгу, как и мышцам, нужна хорошая встряска для развития. Тем и другим противопоказаны дилетантский подход или неверно подобранные нагрузки. Опыт людей, проживших и переживших сложные ситуации, позволяет написать собственную инструкцию к жизни. Тренинг поможет найти нужные слова.

Бизнес тренинги – основа развития успешного предпринимателя

Не многие знают, что первые бизнес тренинги появились в США еще в 40-х годах прошлого века. Казалось бы, такое новое и довольно прогрессивное для нас явление существует уже более 70 лет. В первую очередь, развитие бизнес тренингов на западе было связанно с научно-техническим прогрессом, когда каждый год появлялись новые технологии, и от работников требовалась определенная гибкость в получении знаний и осваивании навыков позволяющих работать с этими технологиями. Понятное дело, что снова в университет специалиста не отдашь, и нужно было искать альтернативные варианты оперативного получения знаний. Именно бизнес тренинги справились с поставленной задачей. Работники различных сфер за считанные месяцы, а то и недели, проходили интенсивные курсы, разбирали на практике сложные вопросы и решали поставленные задачи. Бизнес тренинги плотно вошли в обиход, и сейчас уже тяжело себе представить успешного предпринимателя, который ни разу не был бы на тренинге.

Статья в тему:


В Россию и другие страны СНГ бизнес тренинги пришли значительно позже. Развитие подобного вида обучение припадает на середину 90-х годов, когда экономики стран столкнулись с кардинальными переформациями, новыми рыночными отношениями и бизнес моделями. Все это требовало быстрой реакции. Университеты не были готовы к тому, чтоб выпускать качественно новых специалистов, адаптированных под сложившиеся условия. Как и в США, в России 90-х годов начали развиваться бизнес тренинги.
Конечно, за последние десять лет тренинги усовершенствуются с каждым разом. Они становятся все более эффективными, доступными, массовыми. Многие предприниматели, от студента новичка до руководителя крупной компании, проходят различные бизнес тренинги, стараются максимально повысить свои знания, более детально разобраться в том или ином аспекте бизнес деятельности.

Чем хороши бизнес трениги и кому они нужны?

У тех, кто ранее не посещал тренинги, но всерьез задумался о такой перспективе, может возникнуть логичный вопрос: «А чем же хороши бизнес тренинги и кому они подойдут?». Если говорить откровенно, то на данный момент существует множество различных тренингов на всевозможные тематики. Как уже говорилось ранее, не важно кто вы, студент, который решил открыть свой первый бизнес, или руководитель высшего звена, для каждого найдется интересная тема с множеством полезной информации.
В первую очередь, бизнес тренинги хороши тем, что они позволяют за короткое время получить массу целевой и нужной именно для Вас информации. Каждый тренинг имеют свою узкую специализацию, и способен точечно доносить информацию к слушателям. Уже не раз доказано, что коллективные тренинги работников компании позволяют существенно улучшить производительность труда, и в результате увеличится прибыль.

Статья в тему:

Еще одним плюсом бизнес тренингов являются спикеры. Если вы собираетесь пройти какой-то понравившейся курс, то обязательно обращайте внимание на того, кто будет выступать. Узнайте кто он, какими владеет навыками и знаниями, чего достиг в бизнесе, какие проекте ведет на данный момент и их суммарную прибыль. Для чего это нужно? Качество полученных вами знаний напрямую зависит от профессионального уровня спикера. Если он сам все узнал только из книг и форумов о бизнесе, то подумайте, что он сможет Вам дать. Правильно, сухую и не совсем объективную информацию. Для достижения максимального эффекта от тренинга, вы должны выбирать спикеров-практиков, которые на своей шкуре ощутили что такое бизнес, знают как зарабатывать деньги, не один год варятся к этом котле, и могу рассказать про все риски и подводные камни интересующего Вас дела. Поверьте, знания, которые вы получите из бизнес книг, не всегда схожи с реалиями современного мира. Только тот, кто прошел все этапы, от регистрации предприятия, до первых миллионов, сможет объективно и без купюр рассказать Вам правду.

Именно такие бизнес тренинги имеют максимальный эффект и колоссальный спрос. Хороший тренинг можно сравнить с качественным голливудским фильмом. Сюжет может быть не очень, но если подбор актеров хороший, и они выкладываются на все 100%, то фильм сможет стать популярным во всем мире, и понравится миллионам зрителей.

Какие бывают бизнес тренинги

Хоть тренингов и огромное количество, но сегодня многие специалисты выделяются девять основных направлений:
Бизнес тренинги для руководителей высшего звена. Основная цель такого тренинга – научить начальника руководить подопечными, правильно ставить задачи и корректно требовать их выполнения. Также тренинги направлены на то, чтоб научить руководителя противостоянию конфликтам, уметь мотивировать персонал, повысить его авторитет и эффективность работы. Подобные тренинги пользуются особой популярностью, ведь от правильной работы руководства зависит 90% успеха компании.
Тренинги лидерства. Как правило, такие тренинги помогут развить в себе лидерские качества, научат Вас тому, как формировать команду и работать вместе с ней.
Тренинги переговоров. Универсальные бизнес тренинги, которые нужны практически всем предпринимателям. Любой бизнес связан с переговорами, и от правильности и тактичности их ведения может зависеть очень многое. Такие тренинги учат как вести деловые переговоры, как противостоять конфликтам, как выходить из очень сложных и острых ситуаций.
Тренинги сплоченности. Успех любого дела – это сплоченные действия команды. Если каждый будет двигаться в свою сторону, то результат не появится. Данные тренинги рассчитаны на коллективы, и помогают осознать, что каждый из сотрудников является частью большой и очень важной команды, которая ставит перед собой серьезные задачи.

Статья в тему:


Стресс-менеджмент. Основа данных тренингов – помощь в управлении стрессами в коллективе, и противостояние конфликтным ситуациям внутри команды. Тренинги продаж. Пожалуй, самые популярные и востребованные тренинги на сегодняшний день. Основа бизнеса – это продажи, и чем лучшее и эффективнее вы владеете данными навыками, тем большая прибыль ожидает вашу компанию.
Тренинги сплоченности. Данные курсы позволят сплотить коллектив, увеличить эффективность деятельности, решить внутренние проблемы среди сотрудников.
Тренинги направленные на развитие самопрезентации и умения выступать на публике. Очень помогут тем, чья деятельность связана с общением, и предполагает множество выступлений на публике.
Тренинги эффективного проведения совещаний, которые помогут Вам выработать навыки планирования совещаний, выстраивания определенных графиков и получения от них максимального результата.

Статья в тему:


Тайм-менеджмене. Особо актуальный тренинг, который позволит научиться правильно использовать свое время, и не только рабочее, что позволит структурировать работу, и достигать максимального эффекта за короткие сроки.

Тренинги личностного роста – как составляющая бизнес тренингов

Личностный рост – это основа развития любого человека. Мы каждый день должны совершенствоваться и быть лучше, нежели вчера. Если вы ставите перед собой серьезные задачи, хотите достигнуть высоких целей, то без саморазвития и самосовершенствования сделать это будет не реально.
Тренинги личностного роста можно назвать неким ответвлением от бизнес тренингов. Хотя многие отмечают, что это не отдельное направление, а составляющая часть, нужное дополнение к бизнес тренингам. Данные тренинги помогут Вам расширить свой потенциал, научиться пользоваться различными навыками и умениями, которые есть у каждого человека, но не многие о них знают. Также с помощью тренингов личностного роста вы решите множество жизненных задач, и откроете перед собой нескончаемые потенциалы. Те, кто ранее не встречался с тренингами, могут подумать, что это просто красивые и завлекательные слова. Но уверяем Вас, что бизнес тренинги, в сочетании с тренингами личностного роста, дают очень видимый результат уже в первые недели занятия. Конечно, никто Вас не заставляет ходить на них постоянно, но базовые знания получить стоит, а дальше можете уже развиваться самостоятельно, ставя перед собой все новые задачи и достигая высоких целей.

Что такое тренинг?

Тренинг личностного роста – это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Задача группы тренинга личностного роста – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет молодым людям научиться воспринимать и лучше понимать себя.

Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.

Зачем идти на тренинг?

Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения.

Зачем нужны психологические тренинги?

Слово «психологический» пугает многих. Очень часто услышав «психологически тренинг» люди шутливо, но с затаённым испугом и нервным смешком спрашивают: «А Я похож на психа?» или с надеждой — «А моего брата алкоголика вылечите»?

Важно понимать то, что психолог и психиатр – это разные профессии.

Психиатр работает с людьми психически не здоровыми в специализированных клиниках. Психиатр – это врач. Он использует медикаментозный путь решения проблемы, то есть лечит.

Психолог не лечит. Психолог работает ТОЛЬКО со здоровыми людьми, не является врачом и не имеет права работать с человеком психически не здоровым. Психологический центр – это не клиника, не больница, не поликлиника. Там не лечат даже алкоголиков и наркоманов. Поэтому такая картина, как люди собранные в круг с печальными лицами и фразой: «Здравствуйте, я алкоголик» не имеют к психологическим и тренинговым центрам НИКАКОГО отношения.

Психологическая проблема человека и психическая проблема – это задачи, несущие в себе совершенно разные сути.

Психическая проблема подразумевает повреждения в деятельности мозга на физиологическом уровне.

Психологическая проблема – это задача абсолютно здорового человека в той или иной социальной, личной или интимной сферах жизни, которую он хочет решить, не причиняя НИКОМУ вреда или боли, но не знает, как решить ГРАМОТНО.

Психологическая помощь – это скорее поддержка во время депрессии, сильнейшего стресса. Психологическую поддержку лучше получать на индивидуальных консультациях. Психологический тренинг, в первую очередь, подразумевает не психологическую поддержку, а психологическое развитие личности.
Порой бывает непонятно, зачем мне надо идти на тренинг, когда у меня на душе тоска и грусть? Да еще рядом другие люди. Страшно говорить о своих проблемах, вдруг что подумают. И непонятно зачем мне выслушивать чужие проблемы? Мне бы в своих разобраться. Какие-то непонятные упражнения, которые вроде и не имеют никакого отношения к моей теме. Где гарантия, что я сейчас посещу этот тренинг, и мои проблемы решатся? А потом, вдруг пойму что-нибудь про себя не очень приятное и на самом деле надо будет что-то менять в своей жизни…, а сил и так нет. Страдать легче.

Так зачем же все-таки нужны тренинги?

У каждого человека есть какое-то представление о себе. Я кажусь себе очень приятным человеком или наоборот слишком застенчивым, скромным. Чаще всего у нас нет реального представления о себе, четких знаний о своих достоинствах, слабостях, ограничениях. Если человек мало себя знает, то он часто ошибается в постановках целей, берется за задачи, которые ему не по силам или наоборот. Негативный опыт накапливается. И вот мы уже себя называем неудачником. На тренингах люди общаются, совместно что-то делают. Наши модели поведения, которые мы не очень-то осознаем… проявляются во всем. В том, как мы делаем упражнения, как мы разговариваем, как понимаем задания, как слушаем друг друга.
Пример. Мужчина жалуется, что его никто не любит, его никто не понимает. Со стороны видно, как он делая упражнение в паре, совсем не заботится о своем партнере, не знает, как кого зовут, да и вообще, не обращает внимания на то, что происходит с другими людьми.
Мелочей нет. Это определенная стратегия поведения. Зацикленность на своих ощущениях, мыслях и переживаниях, при этом не видя окружающих, не интересуясь, а что же они чувствуют? Есть только мои переживания. Результат, как правило-одиночество.
Нет плохих или хороших моделей поведения. Просто одни служат для удовлетворения твоих потребностей, другие -не очень. И если ты дружишь с реальностью, то здравый смысл показывает, что то как я себя веду, не привело к хорошим результатам. Когда-то наши стратегии нам помогли выжить и были нужны. Но если вы и вправду хотите, что-то поменять в своей жизни… то первое, что надо сделать… для начала их осознать, увидеть. А увидеть их можно при общении с другими. По тому, как ты проявляешься, по обратной связи от других. Когда есть безопасное пространство и где другой может тебе сказать, как он тебя воспринимает и где ты можешь сказать, что ты чувствуешь по отношению к другому человеку.
Сейчас все уже знают про маски и роли, которые мы играем. На тренингах есть возможность осознать свою маску и для себя решить, буду ли я ей пользоваться. А что случится, если я буду общаться без маски с человеком? Какие чувства она защищает или скрывает? Если я уберу свою привычную улыбчивость, что тогда? Что изменится, если я вдруг вместо угодливости начну прямо просить о том, чего хочу?
Осознать и увидеть то, как я себя веду, как меня воспринимают люди-это хороший результат, но не достаточный. Нужно еще заново освоить те стратегии поведения, которые наилучшим образом будут способствовать удовлетворению моих потребностей. Но ведь их еще надо где-то взять или хотя бы подсмотреть. Мы, будучи детьми усваиваем только то, что перед нашими глазами. И нужно определенное мужество начать жить по другим правилам. Это расценивается иногда в душе как предательство. Например, мама страдала, бабушка и все женщины моего рода, а я вдруг себе позволю быть счастливой? Совесть замучает.
Психологический тренинг — это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы.
В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике психологический тренинг только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.
Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.
Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.
Психологические тренинги — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу Вашего жизненного опыта, исходя из которых Вы действуете в своей жизни и создаёте результаты. Это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как Вы видите мир. Этот тренинг об изменениях и, таким образом, предполагает готовность к ним и желание этих изменений. Многие из имеющихся у нас установок устарели и непродуктивны. На тренинге появляется возможность и сила выбрать и создать мощные, вдохновляющие и эффективные установки, которые позволят достичь действительно экстраординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались.
Уникальность психологических тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.
Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.
Участие в психологическом тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
За счет чего происходят изменения?
В первую очередь, на человека влияет само участие в психологическом тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.
Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности.
В психологическом тренинге ведущий предлагает участникам включиться в выполнение разных техник и упражнений. Основная цель таких процедур тренинга — помочь разобраться в собственных переживаниях и приобрести навыки эффективного преодоления трудностей. В процессе работы тренинга возможность изменений обеспечивается за счет психологических закономерностей, в числе которых получение обратной связи от ведущего и других участников, активизация личностной рефлексии, осознание ранее не знаемых особенностей. В результате приобретаются базовые психологические знания и навыки, которые потом могут быть активно применены и за пределами ситуации тренинга.
Участие в психологическом тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.

", 2012, N 1

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТРЕНИНГИ?

Бизнес-тренинги. Настолько ли они необходимы, чтобы тратить на них силы и средства? И если тренинги необходимы, то какие выбрать и как применить полученные знания на практике? Как преодолеть сопротивление переменам в своей организации, ведь перемены неизбежны, если мы хотим внедрить что-то новое и решить имеющиеся проблемы? Советы, рассуждения, комментарии наших экспертов в продолжение разговора, начатого в N 24/2011 журнала "Управление персоналом" Людмилой Карклэ и Анной Измайловой.

Александра Косулина:

В вопросах развития и обучения персонала очень важно точное определение потребностей и пробелов, которые необходимо с помощью этого обучения восполнить. Чем тщательнее и внимательнее проводится диагностика перед обучением, тем оно результативнее. Именно на этом этапе появляются ответы на вопросы: нужен ли тренинг и зачем, кого и чему учить, как долго учить; формируются группы обучающихся в зависимости от их уровня, стоящих перед ними задач, имеющихся потребностей.

Зачастую непосредственный руководитель не может четко и однозначно сформулировать, какое именно мероприятие по развитию требуется. Однако он всегда может сказать, какие проблемы необходимо решить, что именно не устраивает его в данный момент. И уже на основании этой информации грамотный HR-специалист или привлеченная компания-провайдер должны предложить обучающее, развивающее мероприятие, тренинг, мастер-класс, встречу по обмену опытом, фасилитационную сессию или другой наилучшим образом подходящий формат.

Александр Токарев:

Обучение - это отдельная профессия. Человек может быть прекрасным управленцем, но неспособным передать свои знания другим. Поэтому для организации обобщения и передачи опыта следует приглашать соответствующих специалистов. Разбор происходящих в компании процессов также поможет выявить имеющиеся недостатки, что будет дополнительным положительным фактором. Участие в тренингах руководящих сотрудников обязательно, без их участия эффект от работы тренера может быть сведен к нулю.

Чем выше уровень мастерства руководителя, тем больше планов личности активируется при работе. Поэтому в силу разницы между людьми программы и стили обучения должны отличаться. В данном вопросе полностью поддерживаю Людмилу Карклэ. Длительность обучения необходимо привязывать к эффективности. Любое обучение - нелегкий процесс, но он не должен продолжаться дольше, чем требуется для решения поставленных задач.

Оценить эффективность обучения действительно сложно, в этом я солидарен с Анной Измайловой. Построение системы оценочных критериев перед началом обучения, конечно, необходимо, но эффекты от тренингов могут выходить за рамки этих критериев и тем не менее влиять на жизнь компании. С учетом того что результаты могут проявляться не сразу, в какой-то степени допустимо ориентироваться на предыдущий успешный опыт тренера, а также реакцию учеников. Даже общий психологический климат может свидетельствовать об успешности программы или ее неэффективности.

Ни один, даже самый гениальный тренер не может решить всех поставленных миром задач. Специализация - ключ к повышению эффективности. При современном многообразии подходов, методик со стороны тренеров и разнообразии персоналий и структур организаций необходимо искать таких исполнителей, которые специализируются именно в области решения поставленных задач.

Опыт показывает, что если человек ставит перед собой цели и прилагает усилия, то рано или поздно он их достигнет. Задача тренера - помочь ускорить этот процесс, подсказывая те моменты, которые лучше видны со стороны или уже являются опытом тренера.

Постановка задачи - один из самых ответственных моментов. Непросто определить, какой тренинг и какому отделу нужен в данный момент. Необходим этап оценки текущего состояния компании и определения проблемных участков. Это отдельная работа, которую должен выполнять специалист. Если все проблемы видны изнутри организации, то чаще всего она справляется с ними собственными силами.

Василий Пигин:

Полностью согласен с Людмилой Карклэ в том, что необходим переход от группового обучения к индивидуальному. Принцип группового, недифференцированного обучения заключается в лечении всех одними таблетками, и нет никаких гарантий, что всем помогут именно эти таблетки.

Групповой тренинг, даже проводимый самым опытным и высококвалифицированным тренером-доктором, поможет лишь нескольким слушателям, но не всей группе. Причина кроется лишь в том, что, несмотря ни на что, все люди разные и к каждому нужен свой подход в зависимости от потребностей и функциональных особенностей деятельности.

Мы можем учесть такие потребности при проведении группового обучения и сэкономить на индивидуальном формате, но для этого необходимо провести предтренинговую подготовку, которая позволит понять потребности сотрудников и разделить их по группам, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность и предложить подходящее "лекарство" каждой группе участников.

Лиза Головина:

Людмила Карклэ и Анна Измайлова дали практически исчерпывающее описание типов тренингов, тренеров и качеств, необходимых обеим сторонам для успеха мероприятия. Добавлю лишь несколько моментов, которые касаются технической стороны процесса.

При выборе поставщика и подготовке обучения очень важно вовлечь в процесс три стороны, работающие над единой целью - развитием бизнеса: отдел персонала, руководителя заказывающего подразделения и представителя специалистов из самого подразделения. Хорошо, если будет ясно сформулирована цель обучения: избавиться от определенных проблем, приобрести определенные умения, изменить отношение к определенным вещам. Далее важно провести переговоры с поставщиком тренинговой услуги в присутствии всех заинтересованных сторон. Отдел персонала видит общую ситуацию в компании, руководитель - проблемы отдела, а специалист - нужды и особенности свои и своих коллег. В таких переговорах, в атмосфере сотрудничества можно и ясную цель обучения сформировать, и программу тренинга согласовать, и даже измеримые показатели успеха тренинга выработать.

Далее необходимо, чтобы перед обучением руководитель обсудил свои ожидания со всеми сотрудниками - участниками тренинга. Важно, чтобы разговор произошел лично и строился в форме бутерброда: какое поведение сотрудника удовлетворяет руководителя, а какое он хотел бы изменить. Такой разговор должен проходить один на один, потому что публичную критику людям воспринимать очень сложно, а в интимной обстановке они смогут услышать и принять во внимание замечания руководителя.

После тренинга также важно, чтобы руководитель побеседовал со своими подчиненными. Что нового они узнали? Что было полезным? Что они применят? Каких результатов ожидают? Какая поддержка им в этом понадобится?

Не секрет, что иногда вложенные в обучение средства не возвращаются, потому что полученный на тренинге эффект в компании не закрепляется. Если результаты отслеживать, то можно, во-первых, повысить эффективность обучения, а во-вторых, узнать что-то новое о своем подразделении и организации. А узнав, улучшить!

Мила Бырко:

Предлагаю рассмотреть вопрос эффективности обучения на примере Модели изменений Стивена Кови: результаты, которые человек получает, зависят от его действий, а действия напрямую зависят от того, как он понимает, видит и интерпретирует окружающий мир (от его парадигм).

Таким образом, если действия человека являются следствием его представлений, то объектом воздействия тренера должны являться, в первую очередь, парадигмы участников и только затем знания и умения.

Распространенные парадигмы, с которыми тренеры нашей компании сталкиваются в своей работе: "В моей организации от меня ничего не зависит", "Главное - результат, способы его получения менее важны", "Цели формулировать не нужно, т. к. внешняя среда очень изменчива", "Источник проблем нашей компании/отдела вовне". Можно ли без изменения подобных представлений переходить к освоению знаний и отработке умений?

В эффективную тренинговую программу всегда заложен "сдвиг парадигмы" (исключения составляют группы участников, пришедшие за конкретными инструментами, установки этих людей не нуждаются в коррекции, т. к. они уже находятся на стадии осознанной некомпетентности и готовы к изменениям). Обычно такое воздействие на участников ассоциируют с программами, направленными на развитие лидерства, однако этот подход в равной степени должен быть применен и к тренинговым программам, традиционно считающимся "навыковыми".

В качестве примера возьмем популярную программу "Ситуационное руководство". Парадигма участников: "Если хочешь получить предсказуемый результат со стороны подчиненного, необходимо осуществлять детальный контроль". Освоение технологии без изменения подобной парадигмы просто бессмысленно, т. к. данная программа направлена на изучение применения различных стилей руководства в зависимости от уровня готовности сотрудника, где "инструктирующий" стиль лишь один из возможных.

Другой пример: тренинг "Консультативные продажи". Парадигма участников: "Продажи - это хорошо проведенная презентация продукта/услуги, т. к. потребности наших клиентов мы и так знаем". Очевидно, что технология, целью которой является выявление и формирование потребностей клиентов, не будет в дальнейшем востребована и применена сотрудниками в своей работе без изменения данной парадигмы.

Таким образом, работа с парадигмами участников в процессе тренинга качественно повышает вероятность применения в практике сотрудников освоенных знаний и умений, а значит, их дальнейшую трансформацию в навыки.

Возникает вопрос: если тренер, целенаправленно воздействуя на парадигмы участников, значительно повышает эффективность программы, то почему такая практика применяется крайне редко?

Работа с парадигмами требует исключительно профессионального уровня ведущего. Представления человека формируются годами и являются следствием среды и предшествующего опыта, поэтому, как правило, очень ригидны. Для их коррекции требуется особое тренерское мастерство: правильная ролевая модель (тренер сам должен воплощать принципы, к которым призывает участников); готовность работать с сопротивлением группы; высокая скорость мышления и безупречные навыки ведения групповой дискуссии.

Ирина Рыженкова:

Тренинги, помогающие решать задачи карьерного роста молодых специалистов и руководителей, должны быть "сшиты под заказ", иначе они не помогут участникам определиться с направлениями профессионального и личностного роста. Во многом успех адаптации тренинговых программ под конкретный запрос зависит от качества предтренинговой диагностики. Сегодня появилось много новых технологий такой диагностики - не только анкетирование или интервью, но, например, тестирование on-line или коуч-сессия.

С развитием тренингового рынка все чаще компании-заказчики уходят от стандартных тем и программ и все чаще заказывают адаптированный вариант даже для серийных тренингов. Что же касается разовых тем (например, "Формирование стратегии развития"), то сегодня разнообразие переходит в сферу формата, это уже не просто тренинг, а тренинг - мозговой штурм.

Тренинг по любой тематике (конечно, если это грамотный тренинг) всегда дает сильный мотивационный эффект для участников. Ведь тренинг - это возможность "посмотреть со стороны" на свою работу, заново оценить и переоценить ее преимущества и недостатки, увидеть варианты дальнейшего развития.

Анна Иванова:

Не думаю, что использовать тренинг как центр оценки - это эффективно. У тренинга есть четкая цель - обучить. Сотрудники, пришедшие на тренинг и догадывающиеся, что их при этом будут еще и оценивать, все свое внимание направят на создание нужного впечатления (при том что кто знает: какое именно впечатление нужно?), а не на формирование необходимого навыка или усвоение материала, которому посвящен тренинг. Ведь не секрет, что во многих компаниях тренинги воспринимаются как дополнительная и не очень нужная нагрузка, отвлечение от работы. Управление талантами, формирование кадрового резерва - это очень важные задачи, которые не стоит смешивать с другими. Так, если необходимо определить кадровый резерв, то критерии включения в кадровый резерв должны быть ясными и гласными. Это могут быть показатели результативности деятельности (KPI), наблюдение на рабочем месте, ассесмент, интервью, характеристика руководителя и т. д., и вот когда уже сотрудник вошел в кадровый резерв, его посылают на тренинг. Тогда это обучение воспринимается совершенно по-другому и отдача от него гораздо выше.

Не совсем согласна с тем, что при коротком обучении получается быстрый результат, а при длительном - фундаментальный, стабильный. Если брать цикл обучения по Колбу, то обучение проходит через цепочку "получение конкретного опыта - наблюдение и размышление - образования абстрактных понятий - проверка представлений в новых ситуациях" и далее повторение на новом уровне. Идеальный тренинг включает в себя все стадии, но не все они могут иметь место в течение одного события (например, аудиторного тренинга). Обучение может быть очень коротким - например, двухчасовой мастер-класс, но его обучающий эффект может длиться не один месяц.

Ольга Грязнова:

Дело в том, что, как и во многих других областях, наблюдается кадровый голод в специалистах в области логистики. Этот голод проявляется не только среди рядовых менеджеров, но и среди руководителей отделов и директоров по логистике. Соискатели, претендующие на должность, далеко не всегда соответствуют профилю сотрудника.

Поэтому и здесь тренинги и семинары, кроме основных инструментов, дают еще и направление саморазвития в тех областях, в которых не хватает знаний и опыта. Тем более в быстро меняющихся и развивающихся сферах деятельности. Тренинги позволяют структурировать уже имеющейся опыт и получить новую информацию о развитии технологий в области управления и логистики. Внешние тренеры изначально нацелены на исследование современных технологий и должны и далее тиражировать их с максимальной адаптацией к потребностям заказчика. Самим логистам в связи с большим объемом текущей работы изучать и собирать современные технологии гораздо сложнее.

Алла Уварова:

Вне зависимости от того, на что направлен тренинг - на развитие личной эффективности или на повышение профессиональных навыков, он должен решать две задачи:

Получение новой информации и приобретение компетенций;

Систематизация имеющихся знаний и опыта.

Получение новой информации необходимо для рядовых специалистов и менеджеров среднего звена, а систематизация имеющегося практического опыта актуальна для руководителей.

Задачу обучить рядовых сотрудников реализовать просто: нет знаний, а срочно нужно - идите учиться на такой-то тренинг или семинар.

С повышением квалификации руководителей все обстоит существенно сложнее. Не всякий руководитель готов признать, что его знаний и опыта может быть недостаточно для принятия эффективных решений.

Для каждой группы сотрудников необходимо найти индивидуальный подход, чтобы стимулировать их потребность и желание развиваться, совершенствовать профессионализм и строить дальнейшую карьеру.

Беседовала

Н. Тараканова

Подписано в печать

Что такое тренинги? Зачем они нужны?

Тренинг - это практикум, где теория сочетается со специальными упражнениями и техниками. Здесь есть возможность разобраться в своей ситуации, получить ответы на свои вопросы (если зададите).

Нас многому учили в школе, колледжах и ВУЗах. Учили, чему угодно, только не тому, как стать счастливым и успешным, не тому, как стать Лидером и Мастером, Творцом и Победителем.

Тренинг - это не скучная лекция, это увлекательный процесс познания себя и мира. Тренинг - это не только мощный поток информации, это возможность изменить себя. А как известно, "измени себя, изменится мир вокруг". Психолог, тренер встраивает участникам новые навыки, новые стратегии поведения (и мышления). И, что самое интересное, в дальнейшем эти навыки человек использует, не задумываясь.

Тренинг - это возможность разобраться в своей ситуации, покрутить ее с разных сторон, разложить все по полочкам и разрешить трудности.

Тренинг дает мощные силы, которые становятся ресурсом для желаемых изменений, что позволяет заложить мощный фундамент вашего будущего.

Вспомните, сколько интересных и увлекательных книг вы прочитали. А многое ли вы помните из полученной информации? А что из этого используете в жизни?

Навык - это умение, доведенное до автоматизма. Когда вы умеете что-то делать, вы не задумываетесь о том, как вы это делаете.

Вы идете и в процессе ходьбы не думаете о том, как перевести ногу с пятки на носок, так как у вас есть навык ходьбы. Если вы начнете об этом думать, ваша походка станет неуклюжей. Та же неуклюжесть появляется и при попытке применить прочитанные (но не усвоенные) психологические знания в жизни. В итоге мы не получаем желаемого результата и разочаровываемся в психологии вообще.

Разница между чтением психологической литературы и психологическими тренингами такая же, как между заочным и очным обучением. Невозможно научится строить гармоничные отношения без практики.

Так и получается, что мы многое знаем, но очень часто, к сожалению, не применяем свои знания в жизни. Наше поведение не меняется, и мы получаем все тот же плачевный результат, какой получали всегда.

Перед каждым из нас в жизни возникают трудности. Умный человек всегда стремится разобраться в ситуации и найти пути ее решения. И более того, сделает так, чтобы в следующий раз ее обойти.

Нам всем хочется самим разобраться в ситуации. Кажется, что что-то внутри нас нам не дает обратиться за помощью к психологу. Но очень сложно что-то понять, пока ты внутри ситуации, вовлечен в нее. Чтобы посмотреть на ситуацию со стороны и разобраться в ней, всегда нужен опытный Проводник, Наставник. Думающие люди всегда знают, когда они могут задачу решить сами, а когда они могут позволить себе обратиться за помощью к специалисту.

В конце концов, мы ходим к стоматологу, а не лечим сами себе зубы. Мы идем к парикмахеру делать прическу, хотя конечно можем сделать ее сами. А в юридических вопросах обращаемся к юристу. Потому что профессионал сделает лучше. А сейчас время профессионалов.

Сейчас другие времена, и большинство людей понимают, что все должны делать профессионалы. Наверное, многие говорят себе: "Лучше я приму профессиональную помощь, а сам буду заниматься тем, в чем я, действительно, мастер, что я умею делать качественно".

С помощью психологических знаний можно с математической точностью спрогнозировать судьбу человека и развитие отношений. Например, если мужчина в период ухаживаний говорит: "Я никогда не встречал такой женщины, как ты", то он - будущий бабник. Все это становится прозрачным, когда понимаешь, где идет манипуляция, а где нет. Это мудрость, знание законов отношений.

Цель наших тренингов - помочь вам достигнуть гармонии и душевного комфорта, повысить качество жизни. А гармоничный человек в свою жизнь впускает только гармоничных людей, и у него всегда есть выбор. Он просто не попадет в проблемную ситуацию, не впустит в свою жизнь проблему, он ее будет видеть, наблюдать, осознавать и… обходить за километр.

Тренинги - это всегда работа в группе. Психолог, тренер направляет работу группы так, чтобы наиболее эффективно выявить и устранить причины проблем каждого участника. А если у вас нет проблем по теме тренинга, возможно, вы хотите стать более успешным в этом вопросе. Или вы хотите стать суперуспешным во всех вопросах. А может, вы хотите решить вопросы, косвенно относящиеся к этой теме.

Например, у вас нет проблем с деньгами, вы успешны, но старые долги вам так и не вернули. Или вы успешны, у вас нет долгов, но вы не знаете, нужно ли заниматься благотворительностью и как. Или вы хотите выйти замуж за богатого мужчину. Тогда вам прямая дорога на тренинг "Привлечение денег".

Тренинг - это тренировка, репетиция к пьесе, которая зовется Жизнью.

Проработав ситуацию на тренинге, проиграв ее несколько раз, можно полностью освободиться от проблемы или успешно решить ее в жизни.

25 причин, почему люди посещают тренинги

Тренинг - это получение новых знаний

Тренинг - это приобретение новых навыков и стратегий поведения

Здесь ты заряжаешься чистой, светлой, мощной энергией, начинаешь "летать, как на крыльях!"

На тренинге ты приобретаешь веру в себя

Здесь есть возможность послушать мнение других участников тренинга по вопросу, который волнует тебя. Это бывает небезынтересно

На тренинге группа объединена общим энергетическим полем, в результате на каждого участника воздействует энергетика всей группы

Твою проблему можно проработать в парах, тройках, в четверках, всей группой; для этого используются специальные техники и упражнения, которые невозможно провести тет-а-тет

На тренинге есть упражнения, когда вся группа работает только на тебя. Здесь есть возможность проработать проблему со всех сторон и всеми способами

Тренинг - это возможность повысить свой статус

Здесь можно "проиграть" проблемные, стрессовые ситуации из жизни, отрепетировать их, и потом с легкостью их щелкать как орешки

Тренинг - это возможность повысить свой материальный уровень

На тренинге ты узнаешь много нового о людях и мире вообще

Тренинг - это возможность повысить духовный уровень

Здесь ты лучше можешь узнать и понять себя

Тренинг - это приобретение имиджа успешного, прогрессивного, развивающегося человека, открытого ко всему новому

На тренинге вас ждет общение и еще раз общение

Здесь есть возможность отработать сразу несколько проблем - все те проблемы, которые выявились на тренинге, и которые часто выходят за пределы темы тренинга.

Тренинг - это хорошая тусовка

Здесь есть возможность расширить круг общения

Тренинг - это появление новых деловых и дружественных связей

На тренинге вы можете найти клиентов, компаньонов и друзей, просто приятелей

Вы можете встретить здесь свою любовь

Тренинг - это форма досуга, развлечения с пользой для себя

Тренинг - это огромное удовольствие

Минусы тренингов:

Не всегда хочется рассказывать о своей проблеме другим людям, страшно открываться, не хочется впускать в душу чужих. Поэтому некоторые закрываются и не включаются в работу на тренинге. Они, как правило, предпочитают консультации, консультационные сессии

Страх, что о твоих проблемах, мечтах узнают знакомые, особенно если они есть на тренинге. Поэтому всегда заключается договор между участниками не выносить то, что услышали, за стены тренинга.

Сегодня тренинг является одной из самых эффективных форм обучения, личного роста и решения проблем в различных сферах жизни.

Тренинг дает возможность изменить влияние, оказываемое семейными переплетениями на вас и членов вашей семьи, выявить и устранить проблемные зоны взаимоотношений разного плана, не требуя присутствия всех членов семьи и других людей, с кем у вас конфликтные отношения.