Бумажное моделирование журнал чертеж авианосца кузнецов. Авиакрейсер «Адмирал Кузнецов»: чертеж, ТТХ, боевые походы. Экипаж по проекту, чел

Ордена Ушакова тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - корабль проекта 1143.5, единственный в составе Военно-морского флота России в своём классе. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок; имеет также задачу поддержки десантных операций.
Рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолётов и 24 вертолётов. Также авианосец несёт 12 пусковых установок 4К-80 тяжёлых ракет "Гранит".
"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" является единственным авианесущим кораблём в мире, который может находиться в Чёрном море, так как по конвенции Монтрё проход "чистых" авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён, а ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" обладает ракетным вооружением и на этом основании заявляется как "авианесущий крейсер".

Описание модели авианосца "Адмирал Кузнецов" фирмы Trumpeter

Зарубежные фирмы, производящие пластиковые модели для сборки, не балуют нас проектами советских кораблей. Исключение – лидер китайского рынка фирма Trumpeter. В ее линейке довольно много советской наземной, морской и воздушной техники. В том числе и модель авианосца "Адмирал Кузнецов" в популярном 350-м масштабе. Пожалуй, это самая сложна и солидная модель советской техники. При длине 872 мм она содержит 755 деталей.

Особенности модели авианосца "Адмирал Кузнецов" 05606:

  • легкообрабатываемый мягкий пластик;
  • два варианта исполнения: полный и по ватерлинию;
  • членение корпуса по ватерлинию;
  • подставка и табличка с названием корабля;
  • в комплекте идут модели вертолёта Ка-27 (4 шт), самолётов Су-27к (6 шт), Миг-29к (2 шт) и Як-141 (4 шт);
  • большие декали, в том числе разметка лётной палубы;
  • цветные проекции корабля со схемой окраски;
  • понятная сборочная инструкция на 24 страницах;
  • 755 деталей, 26 литников и 9 больших деталей.
Код производителя Trumpeter 05606 Адмирал Кузнецов . Выставляю на Ваше обозрение очередную модель нашего единственного пока авианосца.
ТАРК «Адмирал Кузнецов» (прежние названия в порядке присвоения: «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) - тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5 , единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2016 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок. «Адмирал Кузнецов» имеет также задачу поддержки десантных операций.
Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова , Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве , на Черноморском судостроительном заводе . Входит в состав Северного флота .
Авианосец рассчитан штатно по проекту на базирование и обслуживание 28 самолётов и 24 вертолётов, а без учёта транспортировки в специальных зонах на палубе - 30-36 лётных аппаратов. Большая штатная загрузка вертолётами связана с направленностью авианосца на противолодочные операции вертолётами Ка-27ПЛ . Текущая концепция формирования авиационной группы авианосца предполагает сокращение количества базируемых Су-33 с заменой на лёгкие и более компактные по размерам истребители-бомбардировщики МиГ-29К , что позволяет увеличить число базируемых самолетов до 36 единиц. Количество базируемых вертолётов сокращено в пользу самолётов до 17 единиц.

Авианосец имеет постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из четырёх шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал » (192 ракеты), восьми пусковых установок «Кортик » (256 ракет), шести шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630 М (48 000 снарядов). Авианосец имеет также эшелонированную защиту от торпед из двух установок РБУ-12000 (60 ракет), включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развёртывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца . Живучесть обеспечена множеством переборок , выдерживающих попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила . Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственного ордера, который может сосредоточиться на уничтожении носителей ракет и торпед.
Авианосец несёт 12 пусковых установок 4К-80 для тяжёлых ракет «Гранит », способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Пусковые установки «Гранит» смонтированы под трамплином полётной палубы, и при их пусках полёты прекращаются, так как на полётной палубе открываются люки шахт. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Чёрном море
Общие характеристи ки
Длина - 305,0 м
Длина по ватерлинии - 270 метров
Ширина наибольшая - 72 метра
Ширина по ватерлинии - 35,0 м
Осадка - 10,0 м
Стандартное водоизмещение - 43 тыс. тонн
Полное водоизмещение - 55 тыс. тонн
Максимальное водоизмещение - 58,6 тыс. тонн
Энергетическая установка
Паровые турбины - 4 × 50 тыс. лошадиных сил
Количество котлов - 8
Количество винтов - 4
Мощность турбогенераторов - 9 × 1500 киловатт
Максимальная скорость - 29 узлов
Дальность плавания на максимальной скорости - 3850 миль при скорости 29 узлов
Экономичная скорость - 18 узлов
Максимальная дальность плавания - 8000 миль при скорости 18 узлов
Автономность - 45 суток.
Вооружени и
На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов
14 палубных истребителей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Станция детского (юношеского) технического творчества «РЕГАТА»»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

Учебное пособие

по изготовлению модели

авианосца «Адмирал Кузнецов»

Раджабов Руслан Толибович,

педагог дополнительного образования

объединения «Судомоделирование»

г. Болгар - 2017

Аннотация.

Идея создания модели авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» возникла в силу как объективных, так и субъективных обстоятельств.

Объективной причиной, побудившей коллектив объединения «Судостроение» взяться за разработку проекта, явилось стремление ознакомить учащихся с историей ВМФ России, приблизить их к пониманию международной обстановки, существовавшей на момент создания корабля.

В современном мире российский флот осуществляет защиту интересов страны на всех широтах мирового океана. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», спущенный со стапелей Черноморского судостроительного завода в 1991 году, создан для защиты морских соединений ВМФ России.

Субъективной причиной создания модели крейсера послужила возможность совершенствования учащимися навыков работы с инструментами, а также развитие аналитического и творческого мышления (поиск информации, знакомство с историей и техникой Военно-Морского Флота, применение знаний по физике, математике, химии, биологии). В процессе работы над созданием модели авианосца школьникам приходилось находить ответы на вопросы о технических характеристиках кораблей, о способах обеспечения плавучести и остойчивости, о возможностях устранения крена и дифферента , о распределении вооружения под палубой корабля и т.д.

Модель авианосца полностью радиоуправляема: команда из 6 человек, находясь на берегу, имеет возможность дистанционно маневрировать кораблем, производить взлет и посадку авиатехники (радиоуправляемых вертолетов), производить запуск ракет.

Представленная модель является уникальной:

    корпус корабля построен из доступных материалов - фанеры, сосновых реек, стеклоткани и эпоксидной смолы;

    для управления кораблем (движение вперед-назад, поворот) разработана принципиально новая электрическая схема;

    освещение взлетно-посадочной полосы и топовых огней полностью соответствует аналогу.

Работа коллектива педагогов объединения «Судостроение» была достойно оценена членами жюри на Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники традиций», проводившемся 8 - 11 сентября 2016 года в Вологодской области. В номинации «Традиционное судостроение» модель заняла 2 место.

Данное учебное пособие предназначено для педагогов дополнительного образования объединений судостроения и судомоделирования.

Пояснительная записка.

Авианосцы являются олицетворением морской мощи государства, они предназначены для обслуживания и базирования авиации в качестве подвижного аэродрома; являются носителями ядерного и ракетного оружия.

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - единственный в составе в своём классе. Он способен эффективно осуществлять противовоздушную оборону кораблей, обеспечивать безопасность атомных подводных ракетных крейсеров, проводить воздушные операции, поражать крупные надводные цели.

Входит в состав Северного флота. От большинства обычных авианосцев «Адмирал Кузнецов» отличается использованием взлетных трамплинов, силовой установкой и наличием комплексов противокорабельных ракет «Гранит». Это единственный в мире авианосец, на который может садиться и взлетать тяжелый истребитель Су-33.

На борту «Адмирала Кузнецова» могут находиться 28 самолетов (палубные истребители Су-33 и многофункциональные истребители МиГ-29К) и 24 противолодочных и ударно-десантных вертолета Ка-27 и Ка-29, ракеты «Гранит» (весом семь тонн каждая и дальностью поражения до 700 километров), мощнейшая система противовоздушной и противолодочной обороны.

Размеры крейсера: 306 метров в длину и 72 метра в ширину. Скорость «Адмирала Кузнецова» - до 32 узлов (59 километров в час). Дальность плавания при экономичном ходе – более восьми тысяч миль. Водоизмещение - 61,3 тысячи тонн.

Радиоуправляемая модель «Адмирал Кузнецов» является прототипом действующего корабля ВМФ России, имеет мощность двигателя 1,5 кВт, обладает отличными ходовыми качествами. При полной зарядке аккумуляторных батарей запас хода составляет до 1,5 часов.

Модель авианосца имеет размеры 3м в длину и 80 см в ширину (масштаб 1:100), и выигрышна в сравнении с продающимися готовыми стендовыми сборными модел ями из пластика « Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов » в масштабе 1:350 (874х205 мм) или в масштабе 1:720 (425х100 мм).

Цель учебного пособия - оказание необходимой помощи педагогам дополнительного образования и школьникам в создании действующих радиоуправляемых моделей кораблей на примере авианосца «Адмирал Кузнецов».

Задачи:

Ознакомление с материалами и технологией изготовления модели авианосца;

Совершенствование навыков работы с инструментами;

Использование элементов конструкторских, электротехнических, физико-математических знаний.

Актуальность пособия: создание модели мощного современного корабля служит способом привлечения учащихся в объединение «Судомоделирование».

Модель тяжёлого авианесущего крейсера

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Материалы для работы:

Дерево, фанера березовая (10 мм), заготовки брусков различных размеров, рейки толщиной 2-4 мм (различной длины и ширины, т.к. в процессе работы они будут стыковаться), эпоксидная смола (10 кг), стеклоткань (3 рулона), шпаклевка автомобильная (4 кг), грунтовка, пропитка для дерева, автомобильная краска, шлифовальная наждачная лента (бумага), термоклей.

Инструменты:

Степлер производственный, электролобзик, шлифовальная машина, дрель (шуруповерт), УШМ (болгарка), кусачки, режущие инструменты (ножи, пилы), шпатели (резиновые), термопистолет.

Этапы работы:

а) В интернете находим чертежи модели авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

б) Увеличиваем размеры чертежей в соответствии с выбранным масштабом. Изготавливаем на бумаге шаблоны основных деталей. Переносим шаблоны на фанеру. Выпиливаем заготовки, обрабатываем их наждачной бумагой, снимая небольшие фаски по краям и удаляя сколы и заусенцы.

в) На две продольные балки надеваем поперечные шпангоуты (Шпангоут (нидерл. spanthout, от spant -- «ребро» и hout - «дерево»)- поперечное ребро корпуса судна; деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля, летательного аппарата).

В верхней части каждого шпангоута предусмотрен паз для закрепления 2 несущих балок (каждая размером 20х50х5000 мм). Для соединения шпангоутов с балкой используем термоклей.



Внутренний вид корпуса судна с установленными шпангоутами.


г) Когда клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими рейками. Толщина материала должна быть 0,8 - 1,2 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть детали обшивки без риска повредить их. Обшивочные рейки фиксируем степлером в местах соприкосновения их со шпангоутами.

Начальный этап работ по обшивке корабля:



Достраиваем носовую часть:


д) После обшивки корпуса производим устранение неровностей и шероховатостей реечной обшивки при помощи шлифовальной машины. В места наиболее выраженных дефектов, прогибов наносим слой шпаклевки по дереву с целью экономии эпоксидной смолы.

Уплотнение межреечных швов смесью эпоксидной смолы с опилками:

е) Шлифовка корпуса судна после пропитки эпоксидной смолой стеклоткани, нанесенной на обшивку:

ж) Изготавливаем из тонкой фанеры палубные надстройки, в которые входят центр управления кораблем, радиолокаторная станция (РЛС), система навигационного управления.

Центральный блок управления ходом корабля:

Российский многоцелевой истребитель Су-33 потерпел крушение при заходе на посадку на авианосец "Адмирал Кузнецов". Как сообщило Министерство обороны России, пилот смог катапультироваться и был подобран спасательным вертолетом. В ведомстве заявили, что авария произошла из-за обрыва троса, который помогает самолету затормозить на палубе. В результате Су-33 выкатился за пределы палубы. За недолгое время пребывания у сирийского берега "Кузнецов" потерял уже два самолета.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя инцидент, сказал: "Это очень напряженная, сложная и героическая работа. Речь идет в первую очередь о том, что пилот остался жив". В середине ноября российский истребитель МиГ-29, также входивший в авиагруппу "Адмирала Кузнецова". Самолет упал в воду недалеко от авианосца. Пилот был спасен. Официальной причиной аварии был назван отказ двигателей. По неофициальной – причиной стали все те же тормозные тросы: МиГ кружил в районе авианосца, пока на палубе пытались починить трос, порванный предыдущим заходившим на посадку самолетом. Ремонт задержался, в результате чего истребителю просто не хватило топлива и он упал в море.

Единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" в составе корабельной группы ВМФ России находится в Средиземном море. 15 ноября базирующиеся на нем боевые самолеты начали наносить удары по целям в Сирии.

Истребитель Су-33 на палубе авианосца "Адмирал Кузнецов"

Военный аналитик Павел Фельгенгауэр , комментируя потерю второго российского боевого самолета с авианосца "Адмирал Кузнецов", обращает особое внимание на саму бессмысленность его миссии у берегов Сирии. Эксперт уверен, что целью адмиралов, направивших туда авианосец, было продемонстрировать Владимиру Путину оправданность огромных расходов на флот:​

– ​Насколько распространены аварии на авианосцах, связанные с обрывом тормозящих тросов?

Либо летчик был плохо подготовлен, либо тросы гнилые

– Ну, вообще, не очень распространены, а то авианосной авиации в мире не было бы. Там вроде говорят, что порвался трос, но я точно не знаю. Либо летчик был плохо подготовлен, либо тросы гнилые, либо то и другое сразу.

– ​Может быть, проблема в том, что "Адмирал Кузнецов" – устаревший корабль?

– Проблема не в его возрасте, который для корабля вполне нормальный. Авианосцы служат долго. Это большие корабли, они предназначены для достаточно долгой службы. А в том, что его поход в Средиземное море с военной точки зрения абсолютно лишен смысла – от начала и до конца. Это чисто пиар-акция. Корабль не был построен для таких походов. Ему там просто делать нечего. Ничего сделать он там не может и не сделал – только потери понес тоже совершенно бессмысленные.

– ​Но ведь и авианосец, и его самолеты выполняют какую-то боевую задачу?

– Бомбить Сирию он не может. Самолетам приходилось вылетать с авианосца, садиться на российской базе. Там они заправлялись горючим и бомбами, летали что-то бомбить. При этом самолеты Су-33 для ударов по наземным и морским целям тоже не предназначены. Они не для этого строились. Это чистые истребители. Летчики для этого не подготовлены. Самолетам там поставили какое-то прицельное оборудование, но все равно они для этого не предназначены. Он выполняет там совершенно бессмысленную функцию просто такого представительства. То есть к Сирии направлена самоходная модель авианосца в натуральную величину. Правда, и ходит он медленно, потому что, опять же, для теплых вод он не предназначен. Это чисто истребительный авианосец для защиты развернутых стратегических ядерных подводных лодок. Больше у него никаких особых целей нет. Поэтому он должен быть в Баренцевом море, где есть его подопечные – стратегические ядерные подводные лодки. Их он должен защищать от противолодочной авиации в случае ядерной войны. На нем стоит силовая установка, которая не предназначена для дальних походов. Самолеты, которые не предназначены для бомбовых ударов и каких-либо других ударов по морским целям тоже.

– ​Зачем же "Адмирал Кузнецов" отправили в поход в Средиземное море?

– Адмиралы хотели показать Путину, что недаром тратятся триллионы на флот, что флот что-то может сделать. Но демонстрация не очень убедительная, потому что в действительности "Кузнецов" ничего сделать полезного не может – только самолеты терять. В отличие от "Петра Великого", у которого ядерная силовая установка предназначена для дальних походов, "Кузнецов" никогда не был для них предназначен. Даже официальная автономность у него всего 40 суток.

– ​А из-за чего, по-вашему, произошли аварии?

– Скорее всего, они устали – экипаж, летчики. Нагрузка для них пиковая. Значит, – ошибки, потери. Это не американские авианосцы, которые постоянно находятся в море. У них там сменные экипажи. Это совсем другая вещь. "Кузнецова" послали изобразить, что у нас флот может действовать в Средиземном море почти как американский, что деньги на него должны тратиться. В середине следующего года должны утвердить программу перевооружения до 2025 года. И там основная расходная статья – это именно морские вооружения. Для флота это очень важно. Потому что если будут урезать финансирование, то руководство Генштаба в первую очередь, конечно, подставит флот. Ну, и программы у них дико дорогие. Чудовищно. Им было очень важно показать, что они что-то могут сделать, что они не совсем бесполезны. Хотя в действительности наш флот для таких региональных конвенциональных войн в общем бесполезен. Нет, они там, в Сирии, выполняют важную роль снабжения. Там каждый день по 2 тысячи тонн различных предметов снабжения поступает в Сирию. И делает это флот, в том числе – десантные корабли. Они накупили старых развалин за границей, транспортных кораблей. Они идут под морским флагом, чтобы их турки не досматривали в проливах. Они .

Российское судно "Александр Ткаченко", бывший грузовой корабль украинского Дунайского пароходства, направляется в Сирию через Босфор

А военно-морская часть... Ну да, стреляет этими крылатыми ракетами, что тоже дико дорого и в общем бесполезно. Не то что совсем бесполезно, но бессмысленно. Потому что по боевикам на "Тойотах" стрелять ракетами по 5 миллионов долларов штука занятие довольно бессмысленное. Хорошо, что пока никто не погиб. Летчики спасены. Хотя будут они летать или нет? После катапультирования обычно летчики больше не летают. Там повреждения спины бывают очень серьезные. А палубных летчиков у нас очень мало. Двое уже пострадали. Это нехорошо, потому что один из них наверняка больше летать не будет. А может, и оба. Все это для того, чтобы изобразить существование авианосца, который авианосцем и не является. Хорошо, если он дойдет своим ходом назад.

– ​Так что же, на "Адмирале Кузнецове" сейчас самолеты не того типа, что обычно на нем базируются?

Адмиралы, как в казино, поставили на "зеро"

– Почему не те? Те же. А других у нас и нет. Су-33, он же Су-27К, больше не производятся. Их осталось десяток. Да, разбился, но их там было всего три или четыре штуки. Они, по-видимому, после этой аварии вообще больше не летают. В принципе, по идее, авианосец должны поставить, когда он вернется, на большой ремонт, перестроить его под МиГ-29. Потому что Су-33 не производится с начала 1990-х и вроде планов его производить нет. А МиГ-29 производится. Его довели до ума для Индии. Правда, для Индии ставили французскую авионику. Какая сейчас стоит на тех нескольких самолетах, что у нас есть, я не знаю. Но планы есть такие – переделать "Адмирал Кузнецов" под МиГ-29. Потому что Су-33 не осталось почти. Вот он ушел с десятком самолетов. Ну, что это за авианосец – у него 10 самолетов всего и палубный экипаж. Стоял до этого в ремонте годами, а теперь вот такой долгий поход, да еще с постоянной боевой работой. Адмиралы, как в казино, поставили на "зеро" – мол, этот корабль, который к подобным задачам не предназначен, в этом тяжелом, диком напряжении, в таких условиях себя замечательно покажет. Ну, не очень удачно это у них вышло. Пока успехов особенных нет. Сообщили, что они убили 30 каких-то боевиков. А поскольку авиаторы всегда минимум в 10 раз преувеличивают потери противника, то может быть, действительно, убили человека два-три.

«Адмирал Кузнецов» - тяжелый авианесущий крейсер (фактически - полноценный авианосец), входящий в состав флота РФ. Заложен в 1982 году под названием «Рига», во время постройки переименован в «Леонид Брежнев», а при спуске на воду в 1987 получил название «Тбилиси». На завершающем этапе испытаний в 1990 году назван «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля 58,6 тыс. тонн. Экипаж 1960 человек.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» в море.

Постройка и эксплуатация

Проектирование нового авианесущего крейсера советского флота было выполнено в Невском ПКБ под руководством конструктора Сергеева. От четырех уже построенных к тому моменту аналогичных кораблей (проекта «Киев») он отличался наличием взлетного трамплина и увеличенной палубой, и должен был стать первым в новом классе авианесущих крейсеров.

Закладка корабля произошла 1 сентября 1982 года. Он строился на верфях Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве, производством оборудования для него занимался ленинградский Пролетарский завод.

Спуск корабля на воду был осуществлен 4 декабря 1985 года, после чего дальнейший монтаж оборудования и установка вооружений производились уже на плаву. К 1989 году, когда готовность корабля составляла 71%, начались его ходовые испытания, в том числе посадка и взлет самолетов. В декабре 1991 года крейсер, обогнув Европу, выполнил переход из Черного моря на базу Видяево (Мурманская область) и присоединился к Северному флоту России.

Дооснащение корабля и его испытания продолжались. Первую постоянную авианосную группу (истребители Су-33) он получил в 1993 году. В декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый самостоятельный 90-дневный поход в Средиземное море с 13 Су-33 и 11 вертолетами на борту.

До 1998 года был в ремонте. В 2004 и 2007 годах в составе группы кораблей совершил походы в Атлантику и Средиземное море. В 2008 подвергся новому ремонту и модернизации. В 2014 авиагруппа крейсера получила новые самолеты МиГ-29К. В октябре 2016 был направлен в Средиземное море к побережью Сирии.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» до ремонта.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» после ремонта.

Особенности конструкции

Корпус ТАВКР «Адмирал Кузнецов» состоит из семи палуб и включает большое количество переборок, способных выдерживать воздействие 400-кг боеприпасов (в тротиловом эквиваленте), что повышает живучесть корабля. От большинства обычных авианосцев он отличается использованием взлетных трамплинов, силовой установкой и наличием комплексов противокарабельных ракет «Гранит».

Отказ от катапульт и применение взлета с трамплина сделали возможной экономию по массе и энергетическому обслуживанию корабля, одновременно снижая вероятность невозможности применения самолетов из-за отказа оборудования катапульт. С другой стороны, такое решение осложняет взлет и посадку самолетов - они возможны лишь с одной стороны палубы и в одном направлении.

Силовая мазутная установка «Адмирала Кузнецова» отличается повышенным образованием дыма в процессе работы, но использование мазута в качестве топлива значительно снижает расходы на содержание корабля и его ремонт. Кроме того, мазут, хранящийся в двойном корпусе крейсера, является частью противоторпедной защиты.

На носу корабля расположены пусковые шахты ПКР «Гранит», способные поражать цели на расстоянии до 700 км. С их помощью «Адмирал Кузнецов» может уничтожать корабли противника и обстреливать береговые цели не поднимая самолеты авиакрыла. При ведении стрельбы «Гранитами» взлет самолетов с палубы невозможен.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

Вооружение ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Основным оружием корабля является его авиагруппа. Она включает в себя 14 истребителей Су-33 и 10 МиГ-29К. Кроме того, на борту находятся 15 многоцелевых вертолетов Ка-27 и 2 разведывательных Ка-31 (вертолёт радиолокационного дозора).

12 комплексов ПКР «Гранит» составляют ударное вооружение крейсера. Для противодействия авиации противника он оснащен 24 пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 ЗРАК «Кортик».